- ALT Linux Starterkit 11
- GNOME 48.5
- Дистрибутив: ALT Starterkit 11 (Salvia) x86_64
- Ядро: Linux 6.12.65-6.12
- Shell: zsh 5.9
- Хост: ASUS TUF Gaming F17
- DE: GNOME 48.5
- CPU: Intel Core 5 210H (12) @ 4.80 GHz
- GPU: NVIDIA GeForce RTX 3050 6GB Laptop GPU [Discrete] (v580.95.05) + Intel Graphics @ 1.40 GHz [Integrated]
- RAM: 16 GiB
- SSD: 512 GiB [Files] + 500 GiB [System]
Приветствую всех. Давно я не делился здесь своими мыслями, поскольку был занят делами, как и все мы. В прошлый раз я публиковал скриншот с Fedora Silverblue, и с тех пор прошло немало времени.
Этот текст я переделываю уже в третий раз, стремясь перенять выразительный стиль уважаемого vantiki, чья манера повествования увлекает и уносит в далекие края. Я пытался, но осознал, что у меня свой путь. Надеюсь, этого вступления достаточно, и теперь вернемся к теме нашего разговора — к продукту отечественного производства.
Однако, прежде чем продолжить, хочу отметить. Я не хотел сравнивать ALT Linux с другими дистрибутивами, но это неизбежно. У меня есть что рассказать, поскольку я использую эту систему уже долгое время, но не без интереса к другим дистрибутивам семейства ALT. Я пробовал Starterkit, Regular и Workstation, но последний вариант использовал реже. Я тестировал графические оболочки, но только GNOME, KDE и Xfce. Теперь перейдем к нашему барану...
Моё знакомство с семейством дистрибутивов ALT Linux
О ALT Linux я узнал от PLAFON (я не буду вдаваться в подробности о личности автора канала, это дело каждого). Меня заинтересовало, что это отечественный дистрибутив, который не создаст проблем с доступностью пакетов из-за санкций. Кроме того, любопытство дистрохопера взяло верх. Ещё меня привлекло наличие rolling-релиза. Это было особенно актуально после openSUSE Tumbleweed и Fedora Linux, который хотя и не является настоящим rolling-релизом, но по сути близок к нему.
Сейчас у меня установлена версия на основе стабильной ветки P11. Если не учитывать новизну пакетов в rolling-версии дистрибутива (Regular), то отличий не так много. Поэтому почти всё, что я скажу о Starterkit P11, относится и к Regular.
После первой установки дистрибутива у меня возникло ощущение, что это какой-то Arch с APT, который устанавливает RPM-пакеты. Это немного сбивало с толку, но я быстро (нет) привык к экосистеме дистрибутива. Установщик ALT Linux меня озадачил своей нелогичностью и неудобным интерфейсом, что привело к потере данных на втором SSD, который используется мою в качестве файлопомойки. В общем, тут другие ребята и немного иной подход, к которому пришлось привыкать.
Сообщество
Сообщество — это сердце любого дистрибутива, движущая сила его прогресса и развития сопутствующих технологий (имхо). Я не был сильно удивлён, но приятно, что у дистрибутива такое дружелюбное сообщество, где я никогда не встречал агрессии или токсичности, даже когда задавал вопросы, которые можно посчитать «нубскими». В Telegram-чате мне всегда помогают быстро, понятно и подробно, что для меня и для многих важно.
Я могу сравнить альтовское комьюнити с русскоязычным чатом по openSUSE, в котором я до сих пор состою, хотя сам давно не пользуюсь дистрибутивами семейства SUSE.
Единственная сложность заключается в том, что в одном дистрибутиве сосуществуют технологии, выполняющие схожие функции, но имеющие свои отдельные чаты. Это, с одной стороны, хорошо, потому что есть профильные чаты для каждой технологии. Например, если у вас вопрос по APT, вы можете обратиться в основной чат ALT, а вопросы по EPM — в другой чат, т.к. EPM — разработка сторонних разработчиков. Это не большая проблема, но стоит учитывать такие нюансы. В этом плане русскоязычный чат openSUSE мне больше нравится из-за разделения топиков по темам внутри группы. Это лишь моё мнение, конечно.
Софт, драйвера и где они обитают
Репозиторий «Сизиф» входит в десятку крупнейших мировых репозиториев свободных программ. В 2025 году он занимал восьмое место, согласно данным из Wikipedia. В этом репозитории представлено более 19 тысяч пакетов, что делает его весьма внушительным. Без программного обеспечения остаться здесь будет непросто, хотя, например, Tilix почему-то отсутствует.
Мы привыкли, что существуют дистрибутивы, основанные на Debian, куда можно добавить, например, Flatpak, чтобы частично избежать устаревания пакетов. В ALT Linux ситуация почти аналогичная, но с некоторыми особенностями и интересными нюансами.
Из коробки вам доступны два пакетных менеджера: APT и EPM, а также есть возможность установить новый APA. Вы также можете установить Flatpak и Snap. Кроме того, доступны утилиты EPM Play и Stapler, который является аналогом AUR из Arch Linux.
Хотя из коробки доступно только два пакетных менеджера, возможности, которые предоставляет дистрибутив, могут поначалу запутать. Однако я понимаю, почему это было сделано. Система предоставляет вам больше возможностей, и даже если вы предпочитаете нестандартные решения, здесь есть и Snap, и Flatpak, и аналог AUR. Это даёт вам определённую гарантию того, что вы не останетесь без софта. Особенно интересно наблюдать за планами разработчиков по созданию аналога Flathub, который будет жить на территории РФ.
Что касается драйверов, это отдельная тема. Как владелец ноутбуков с гибридной графикой Intel+NVIDIA, для меня вопрос драйверов стоит остро. В своё время этот вопрос стал причиной выбора дистрибутивов от ALT. Для установки драйверов на NVIDIA мне нужна лишь одна команда `epm play switch-to-nvidia`, которая автоматически установит необходимые пакеты и настроит их. Да, если сравнить с Ubuntu, где достаточно поставить галочку на экране первоначальной настройки, в ALT это пока не так юзер френдли. Но если учесть, что я не люблю Canonical, выбора особо у меня не остается. Установка драйверов в Fedora через Магазин приложений также не всегда даёт ожидаемый результат (лично у меня такая фигня). В ALT Linux же это одна команда, которая всё сделает без лишних вопросов.
Сравнения с другими дистрибутивами
Я допускаю, что мои представления о добре и зле могут не найти отражения в ваших головах, однако я все же постараюсь сравнить дистрибутив ALT Linux (Starterkit) с другими дистрибутивами. Это будет исключительно мое субъективное мнение.
В расчет я буду брать дистрибутивы с DE GNOME. Также я не буду приписывать ALT Linux плюс за то, что репозитории находятся в РФ, т.к. на мой взгляд это очевидное преимущество (имхо).
ALT Linux vs Ubuntu
- Установка Ubuntu проще и удобнее, чем ALT Linux.
- ALT Linux не заставляет использовать Snap.
- Ubuntu более популярна и имеет больше обучающих материалов и руководств.
- Wiki ALT Linux вызывает негативные эмоции (на мой взгляд).
- EPM — отличный пакетный менеджер, но я не заметил существенной разницы в скорости работы по сравнению с APT в Ubuntu.
- Alterator — интересная утилита для администрирования ALT Linux, но для обычных пользователей она бесполезна. Её наличие можно считать плюсом, хотя и не очень значительным.
ALT Linux vs Fedora Linux
- Установщик Anaconda, несмотря на свою неинтуитивность, значительно превосходит аналог в ALT Linux по простоте и удобству использования.
- Новый DNF мне больше нравится, чем APT в ALT Linux.
- [ЛИЧНОЕ] В ALT Linux утилиты вроде asusctl работают без танцев с бубном.
- В ALT Linux отсутствует необходимость работать с репозиториями и COPR, что для меня является плюсом.
- В ALT Linux процесс установки драйверов для NVIDIA сильно проще.
- Документация, руководства и учебные материалы по Fedora Linux значительно более обширны (вероятно, это связано с популярностью дистрибутива).
- Комьюнити ALT Linux куда дружелюбнее.
- KDE приготовлена лучше в Fedora Linux. В ALT Linux лучше приходить за GNOME.
ALT Linux vs openSUSE
- Zypper, на мой взгляд, более информативный, удобный и быстрый пакетник по сравнению с APT.
- Alterator не может сравниться с YaST. YaST ван лаф)
- В ALT Linux установка драйверов NVIDIA проще, чем в openSUSE. Здесь не нужно выбирать дополнительные компоненты, активировать репозитории и т.д.
- Wiki в openSUSE значительно лучше, чем в ALT Linux.
- Установщик в openSUSE более информативный и удобный, чем в ALT Linux. А если учесть возможность настройки пакетной базы на этапе установки openSUSE, то ALT Linux тут не имеет шансов.
- KDE приготовлена лучше в openSUSE, как и в Fedora Linux. В ALT Linux лучше приходить за GNOME.
Другие дистрибутивы в расчёт брать не буду, т.к. давно не пользуюсь чем-то другим.
Вместо итогов
Хотелось бы поговорить о дистрибутиве и ответить на вопрос в заголовке. Честно говоря, меня не волнует связь компании «Базальт» с государством. Меня интересует функциональность дистрибутива, наличие софта, возможность получить поддержку и доступность ПО (вспомним Fedora Linux и Cisco). В этом контексте ALT Linux меня полностью устраивает, хотя и не без вопросов.
Здесь встречаются ошибки и баги, но они есть и в других дистрибутивах. Мне приятно, что за дистрибутивом стоит немолодая компания и сообщество разработчиков, чья работа заметна и с момента моего первого знакомства многое было сделано. Благодаря усилиям сообщества и разработчиков было сделано много, но есть куда стремиться и развиваться. Мне нравится, что дистрибутив часто находится на острие прогресса. Многие решения из мира Linux появляются в ALT Linux даже раньше, чем у конкурентов.
Что касается опыта использования, то в будущем я планирую более подробно описать его отдельно, а пока скажу, что остался доволен, хотя и не без недостатков.
Так Сизифов ли труд? Я так не считаю. Признаться, я был поражён, когда несколько лет назад, обладая неплохими знаниями о дистрибутивах и работая с Arch/Debian/RHEL-подобными, узнал, что в моей стране существует дистрибутив, который старше меня. Но когда я познакомился с этим дистрибутивом и его экосистемой, я был приятно удивлён.
На предыдущем скриншоте я рассказывал про дистрибутив Fedora Silverblue. Это атомарный дистрибутив, который меня полностью устраивал. Однако сущность внутри меня в виде дистрохопера захотела чего-то нового.
Если у вас есть вопросы о моей приверженности к атомарным дистрибутивам, то я по-прежнему считаю, что это альтернативное будущее для десктопного Linux. Он не заменит традиционные пакетные дистрибутивы, но найдёт свою нишу рядом с ними.
Очень интересно наблюдать за тем, как разработчики ALT Linux разрабатывают ALT Atomic. Название уже даёт понять, что это такое. Возможно, в будущем я расскажу вам об этом дистрибутиве более подробно.
Софт, который я использую в повседневной жизни:
- Офис: LibreOffice (пользуюсь редко, но на всякий случай держу в системе)
- Браузер: основной Яндекс.Браузер, для сервисов Google использую Chrome, а Chromium и Firefox для веб-разработки
- Игры: PortProton
- Терминал: GNOME Console
- Видеопроигрыватель: VLC
- Торрент-клиент: Fragments
- Мессенджеры: Telegram
- Редакторы кода и IDE: Codium, Android Studio, Visual Studio Code
Для свидетелей нейросетей: текст был прогнан через Яндекс для исправления пунктуации)










Комментарии
13:05
Мне б даже в голову не пришло сравнивать ALT с Arch...
Не знаю чем вам не угодил установщик Альт, мне он очень понравился, уж лучше бубунтовских и редхардовских. И критика документации Альт...Мда!По-мне она одна из лучших. Очень многое можно найти только там.
Каждому-своё. Интересный и неоднозначный взгляд на Альт. Чувствуется влияние RedHat.
16:06
Я отметил для себя молодость автора во время чтения, а потом он сам отметил, что моложе Алт. Если учесть, что ему ≈ 25 лет, то и автору, надо полагать, 20-25.
17:44
Ну автор же написал, что следует советам блогера PLAFON, который является фанатом Fedora и Gnome. Fedora берется за эталон : установщик, wiki, пакетный менеджер и т. д.
18:02
Важно отметить, что не следую советам, а обратил внимание на дистрибутив после обзора от этого блогера. Я до селе не знал о существовании дистрибутива.
18:01
На вкус и цвет. Я высказал сугубо личное мнение. Например, если вы разметили диск и хотите вернуться обратно на предыдущую страницу, то лучше не нажимать ОК в диалоговом окне, ибо это окно не спрашивает «Хотите ли вы вернуться». Диски сотрет и переразметит и потом вернетесь назад. Это неинтуитивно особенно для тех, кто перелез с «бубунту» и редхат.
> И критика документации Альт...Мда!По-мне она одна из лучших. Очень многое можно найти только там.
Да, действительно наполнение доки альта хорошее, но качество и структурность и текста и топиков оставляет желать лучшего, особенно на фоне конкурентов.
> Чувствуется влияние RedHat.
Я пришел на Альт после Федоры, а до Суся. Если мы про РМП-лагерь. Естественно влияние какое-нибудь будет.
Спасибо за ваше мнение))
13:18
13:42
К середине текста понял, что с запятыми будет порядок, спасибо за это и за указание, как это было сделано. Текст долго отстаивался, поэтому хорошо отшлифован, но одна опечатка выжила: "который используется мою".
Комментариев будет несколько, чтобы если ответвление, то тематическое.
13:57
14:10
А людям можно, простят? - Простят!
Текст отстаивался почти месяц, можно было скопировать и открыть в каком-нибудь редакторе с проверкой.
А в инструментах МХ есть проверка орфографии? Нет? Надо бы запилить, с повышенными правами, естественно.
14:18
14:40
Запятые - ненужные символы, их специально придумали училки, чтобы детей гнобить. Но по достижении совершеннолетия на них можно не смотреть и их не использовать.
16:11
https://postimg.cc/R6xC7C9k
Пунктуация может сильно влиять на смысл написанного. Я на неё обращаю внимание больше, чем на грамматику, тк орфографию можно в голове поправить, со смыслом это сделать сложнее
https://postimg.cc/G8RrBMJS
18:03
Спасибо за замечание. Видать глаз замылился, хоть я и раз пятнадцать перечитывал свой же текст.
13:51
16:12
16:51
20:34
Он не "ныне", а уже давно (и надолго, надеюсь), как бы еще тут про это писал:
https://pingvinus.ru/note/distrohopping-user-history
21:33
https://pingvinus.ru/gallery/5393#c116720
21:46
Ты же сам меня сподвигнул, вот:
https://s3.regru.cloud/imgfyb/uploads/guests/zcoN2P7mxzlGa2f_1772131513.png
22:09
22:37
19:49
20:03
20:37
Дисковер - унылое и медленное говно. Обновление системы вызывает зубовный скрежет. Причем, маниакально требует перезагрузки системы надо или не надо.
Потом я привычно решил настроить автомонтирование дисков c ntfs через ГУИ Настроек системы, но это оказалось нетривиальной задачей.
И постоянно во всем чего не коснись возникали какие-то мелкие трудности, требующие чтение манов, волшебства с консолью. Как будто время повернуло вспять и я снова в нулевых.
А так- прекрасная система у кого много времени на настройку или опыт эксплуатации Арча и иже с ними.
20:45
20:49
20:59
Интерфейс - согласен, должен работать, если есть. Со временем допилят. Своего, качественного продукта у нас к сожалению пока нет. И так практически во всех сферах.
21:03
"Обычный" это тот, для кого компьютер не является хобби, не является профессией и служит для просмотра видео, музыки и других различных прикладных задач вне ИТ.
21:12
22:46
21:05
> система для обычного домашнего пользования … не должна сильно перегружать пользователя излишними подробностями
Я в надежде на это и по этой причине брал SL, и установку не прошёл. Но, если так, это никуда не годится. Это странно звучит на фоне 2-х вещей:
1. Альту 25 лет;
2. Система много куда пошла по гос. контрактам (закупкам) для установки в учебные заведения.
21:11
Вспомните Кальку, - тоже ведь не тривиальна для, как вы там называете "домашнего пользования".
И уж если смогли сыграть в пустоту, тут я вообще не понимаю о тех проблемах с Альтом, про которые вы пишите.
21:16
21:26
21:27
Мне-то всё равно, я пусть и не сразу, но разберусь, Альт точно не сложнее вышеперечисленных вариантов. Но вижу явное противоречие с названием — Simply Linux.
> «Симпли Линукс» 11.1 — бесплатная операционная система для всех пользователей, ориентированная на простоту использования (одна задача — одно приложение), с низкими требованиями к ресурсам. Подходит для решения повседневных задач и не уступает по безопасности коммерческим дистрибутивам.
В комплект включено более тридцати программ на русском языке, ориентированных на решение большинства задач пользователя. К комплекту приложен широкий спектр драйверов устройств, что значительно упрощает работу с дополнительным оборудованием.
https://www.basealt.ru/simplylinux
Если ставить, то буду пробовать starter kit без мишуры чтоб
https://www.basealt.ru/starterkits
21:30
21:34
21:39
21:42
21:47
22:49
22:02
Потому Линукс и считается безопасным ))
Есть рут - обязательно ,но им нельзя пользоваться ,увы !
Просто так -нельзя. А ,если голова дойдёт ,то - можно ))
Кому нужен юзверь с правами рут идут в бубунту - вон туда --->>
Так же в Правила Линуксоида ,созданные по правильным Правилам входит : правильное разбиение на директории, правильное назначение прав на каталоги .
Ну , а потом можно запускать вирусы в Вайне :-D
22:31
чел хочет, как в винде - зашел в систему (часто без пароля) и сразу администратор и пользователь в одном лице, нафиг ему какой-то SU
23:06
23:07
"Правильная разбивка" нынче это отдельный /home? Вот поразили. А я то все в один леплю, чтобы гемора побольше огрести(сарказм).
23:10
https://ru.wikipedia.org/wiki/Sudo
Ещё плохо тем, что не поддерживается. Поэтому сейчас идёт разработка sudo-rs — sudo на rust, но пишется уже молодой командой.
23:14
23:16
23:23
А вот ,если сидеть всё время под рутом ..
А права на каталоги ?
23:57
00:37
=============================================
Сидит Минор, пытается накатить
Arch Linux (или тот самый Void Linux), и всё у него по классике: ядро паникует, конфиги отваливаются, иксы не стартуют.
Мимо проходит админ-мажор, смотрит на этот тлен и говорит:
— Слушай, ну чего ты мучаешься? Поставь себе что-нибудь нормальное, яркое, с кнопкой «Сделать всё красиво»!
Минор поднимает на него пустые глаза и вздыхает:
— Не могу. У меня по жизни установка такая: если уж входить в систему, то только в минимальной сборке и с максимально грустным лицом.
https://ltdfoto.ru/image/xejJwV
01:05
Только Нео в них видит комиксы. Куда и чем он смотрит, спрашивается?
> ядро паникует, конфиги отваливаются, иксы не стартуют
Сегодня как раз (уже вчера) обновка на ядро прилетела, на днях была предыдущая. Версия оного 6.18.15_1. Так что у меня в этом плане всё хорошо, и не надо раздувать резинку до размеров дирижабля.
> только в минимальной сборке и с максимально грустным лицом
Так и есть https://postimg.cc/8JQnqjkt
01:18
Да где ж ты такую древность нашел - археологнах? О_о
Нормальные сапиенсы давно юзают 6.19.4
:-D
https://ltdfoto.ru/image/xejpzu
03:51
15:58
23:38
абсолютно без разницы, чем вы повышаете права на команду
в opensuse, например, по умолчанию sudo требует пароль root и в этом есть смысл. не гоже, чтоб обычный пользователь со своим простым паролем или без такового вообще мог запросто повысить привелегию. да, может показаться неудобно и заморочено, но безопасность лишней не бывает.
23:51
23:58
23:51
Defaults targetpw
ALL ALL=(ALL) ALL
...
#%wheel ALL=(ALL:ALL) ALL
23:59
00:13
Пароль пользователя и повышение с его помощью прав - это разве не использование root? Более того: sudo su - и ты root
00:36
Да и на какое-то действие автоматом не пройдет - опять потребует пароль .
04:23
Также sudo и su - это две большие разницы, надеюсь, это Вы понимаете. Suse использует su исторически. Ничего не мешает настроить sudo по своим разумениям! А то, что один дефолт нравится, другой не нравится - это такое...
16:14
Это здорово! Только вот установщик его не запрашивает, лишь пользовательский.
> один дефолт нравится, другой не нравится
Как всегда, это объясняется опытом и чуть-чуть знаниями. Для новичков такая схема не годится и отпугивает. Вот и меня не заинтересовала пока что.
Если мне система понравится, приглянётся, как Void, например, я продолжу её изучение, освоение. Позволю себе немного похвастаться, хотя я скромняшка — пересобрал на днях iso свой кастомный, потому что попросили. Отзывов не знаю.
https://pingvinus.ru/gallery/5451#c121741
17:06
Это же вроде только в Ubuntu или я ошибаюсь?
17:23
17:45
18:03
17:20
"5) Set Root Password and Create Local User Account
Here’s where you set the root password. This is the master key to the entire system, so make it a good one. Write it down and store it somewhere safe."
https://ltdfoto.ru/image/xeZRMo
https://www.linuxtechi.com/how-to-install-debian-13-step-by-step/
:-D
18:02
18:27
А зачем их писать ? Вентой для чего ?
23:25
04:03
08:04
Возможно когда их несколько или в конторе это крайне важно, потому, что могут наломать дров, но когда пользователь один, доступа к компу кроме него одного нет, используется надежный пароль сильно большой трагедии не вижу.
08:30
Таки отличаются и причем кардинально))
"Сидеть под рутом" - признак плохого тона, а повысить права для выполнения одной команды - нормальное явление. Но вам же виднее. Напомните, не вы ли когда-то негодовали, что в гуй не можете зайти под рутом?
23:21
И это всё ? :-D
Лан,ишшо про EFI напиши )))
23:23
И как вы собрались использовать sudo для простого пользователя без root в системе?
Substitute User and DO - подменить пользователя и выполнить. Нет суперпользователя, кого вы будете подменять этой командой? Ах да, забыл, вы же сразу суперпользователем и являетесь. Тогда зачем вам sudo? Можете уже не отвечать.
08:17
08:27
Если установщик Альт-а просит создать администратора (я не припомню, чтоб такое было) - то это не рут-пользователь. Кстати, в сусе, если не ошибаюсь, тоже просят создать администратора, группа adm. И в таких случаях, пользователю без этой группы, не позволено читать системные каталоги, обычная команда cd не пройдет. В дебушке аналогично.
08:40
А не только припоминаю что требует, но могу сказать, что даже в simply установщик тоже мало чем отличается от установщика Рабочей Станции
Ок, если администратор не рут-пользователь, то зачем его создавать? Чем это кардинально отличается от повышение прав пользователя при наличии в системе заблокированной учетки администратора?
Просто кроме веского аргумента "так написано в Библии" я особых разъяснений найти не смог.
08:58
В Альте root права мне удалось получить только из chroot, изменив конфиги и то, там не все так просто. Без знания внутрянки лучше не лезть.
11:08
22:00
22:24
22:52
23:13
Хобби не может усложнять жизнь, не находите? А то действительно какой-то когнитивный диссонанс получается.
И не стоит по себе мерить других. Я же не агитирую за Альт или за Росу или за Войд. А вот вы, как раз таки пытаетесь агитировать.
15:34
С таким же успехом я мог бы агитировать за lmde или mint.
15:18
13:53
Отдельно фраза смотрится нормально, типа не за MATE или KDE, но в главе сравнения с Fedora выглядит как брошенная кость.
В Альт довольно своеобразный чел на сопровождении Gnome, видел его в ролике, но там ведь много своеобразных, это редкий случай продолжения стиля, а Gnome 49 добавит ещё своеобразия.
14:19
Вряд ли... Он об Альт то недавно узнал от Plafon'a, Canonical не любит, а Базальтом просто не интересуется...
А Вы говорите, Шнур не чувствует чаяния народные...
14:32
Моложе Альта, Canonucal не любит, но понравился стиль vantiki - отличный участник тусовки! Кстати, а как это — любить иностранную компанию? Её продукт? Так она сегодня даёт его, завтра ограничит.
14:41
Так же как интернет?)
14:49
16:17
16:27
17:01
К сожалению, ваш запрос заблокирован
У вас нет доступа...
Затем вылезли ошибки в связи : не все зависимости скачаны и система сдохла...
17:27
18:31
00:16
08:01
В большинстве случаев такая ошибка — это целенаправленное ограничение доступа. Его устанавливает администратор сайта для защиты конфиденциальной информации. Так как запрет установлен намеренно, обычным пользователям его не обойти...
Обновы с иностранных сайтов разработчик не даёт,а РКН ,просто откидывает запрос и не пишет : ошибка 403... или превышено время ...
17:29
11:29
18:43
18:08
Видимо я не уделил достаточного времени и внимания на объяснение почему нужно именно приходить за GNOME. Попробую сейчас.
Суть в том, что в основном вся движуха крутится как раз вокруг GNOME. Да, вроде как есть и другие DE, но если читать каналы и смотреть на различия вики ALT GNOME и ALT KDE, то появляется впечатление, будто бы именно на редакцию GNOME отданы все усилия. Это лишь впечатление, я внутрянку команд разработчиков не знаю.
По GNOME больше статей, больше видосов и больше всего внимания. Я вот про это.
23:20
Gnome - отдельная организация, в каких она отношениях с RedHat я точно не знаю, но можно сказать, что она входит в их ореол и многие считают, что правильный Gnome именно там, он там и самый свежий. Поэтому, при сравнении с Fedora говорить, что за Gnome нужно идти куда-то ещё - это "кость" многим гномоводам, которые считают, что в других rpm дистрах он не может быть лучше. Suse и всякие на OpenELA типа уже не то, а дальше и подавно. Но как вы заметили, Gnome может быть лучшим выбором в каком-то конкретном дистре, но это в сравнении с другими DE там же, т.е. не абсолютно.
06:08
> Поэтому, при сравнении с Fedora говорить, что за Gnome нужно идти куда-то ещё - это "кость" многим гномоводам
Нет, эталонный GNOME для меня все еще именно на Fedora, но на Альте, если выбирать между KDE, GNOME, Mate или XFCE, то лучше брать GNOME. На остальное как будто меньше внимания обращают, имхо.
Допустим если бы нужен был KDE, то я бы посоветовал либо openSUSE, либо Fedora KDE и даже Kubuntu, но уж точно не Альт. Возможно в будущем это изменится, но сейчас так.
06:49
Пофиксил, не благодари!
09:14
А можно расшифровать, чего сказать-то хотел?
Ну, т.е. - что здесь - хорошо, а чего - ну его нафик?..
09:55
10:17
10:30
11:18
11:25
13:55
17:10
Может быть. Не отрицаю. На то она и попытка, чтобы улучшать свой навык подачи материала. Возможно в следующем обзоре получится, а возможно и через.
Благодарю за критику)
19:22
20:08
20:41
И? ))) Правила надо учить! Через голову прогонять ))
20:58
https://postimg.cc/JDV6wb2K
21:15
И весь аттестат ))
21:18
21:34
Теперь и вы будете запятые проверять ?))
22:04
А ,если пишу что-нибудь в нет ,то сразу на сайте - без проверок !
21:44
17:54
P.S. Я закончил не на 5, конечно, а на твёрдую 4.
18:23
18:23
18:36
18:40
Соседка принесла целую миску . И с капустой и с печёнкой..ехх..ням-ням ! :-D
Жареные!
18:37
18:40
В любом случае все читаю и пытаюсь вносить коррективы в свой текст
18:55
У нас тоже весна уже . Подснежники ,горицветы - трава так и с осени зеленая.
https://ltdfoto.ru/image/xetQcZ
Минора слушайся - он здесь главный указатель !
Сержант ,типа )))
18:44
19:40
19:56
"История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса" ©
Т.е ,если вначале Минор пытался проявить юмор ,то во второй это уже -маразм .
:-D
20:12
https://rutube.ru/video/d30118564e3e739feefb5441674453b1/?r=plwd
20:15
Да уже вижу...О_о
В игры я играл в детстве до 12 лет .
батя притащил откуда-то немецкий автомат МР-38.
Прикинь,что было ,когда я вышел с ним на улицу поиграть ? :-D
20:21
А потом меня забрали, и детство кончилось. Сейчас вот по второму кругу догоняюсь упущенным.
Мальчик в деревне нашёл пулемёт, больше в деревне никто не живёт
19:22
06:19
А наличие и/или планы на следующие обзоры придают оптимизма!)
06:47
Консультативный совет Gnome:
1. IBM (напрямую и через RH)
2. Google
3. Intel
Крупнейший контрибьютор - RH.
А кому там что кажется - дело десятое)))
18:43
Конечно, многое можно оправдать тем, что это в первую очередь энтерпрайз и доступ к магазину тем по-умолчанию закрыт, нужно лезть в конфиги. То, что sudo не робит, тоже в эту топку энтерпрайза. Но, например, почему не использовать подходящий менеджер входа, в лице SDDM, который с KDE на ты? Ответ на этот вопрос - неудобно, все привыкли уже к LightDM. Т.е. если брать эталонные дистрибутивы с KDE, то ALT тут ощущается как сборка от Васяна.
Тут невольно складывается ощущение, что реально все силы бросили на GNOME, а все остальное где-то CI/CD собирает и пофиг.
21:06
Если Минора почитать ,то везде Вой стоит О_о
:-D
Гнома и Кде нынешних для меня нет . Угробище какое-то ))
21:11
21:52
https://postimg.cc/9r9NRCMs
14:04
16:03
:-D
16:51
17:11
>Главное теряешь- запятые! ))<
13:55
Как обновляете Google Chrome? Переустановкой?
18:11
Обновляю через epmi play. Практически все браузеры ставлю через epm play (vscode и android studio тоже).
14:23
16:04
> В общем, тут другие ребята и немного иной подход, к которому пришлось привыкать
Слышал уже подобное, и это сильно отталкивает от их продуктов, не единственное.
> Установка драйверов в Fedora
Ставил трижды дистрибутив и все три раза я не смог установить драйвер неВидиа
Почитать проятно было. Автор, расскажи ещё о PortProton — как там у них дела? Раньше сам использовал, даже статью тут писал, а потом Мишу видел в составе команды Алть на какой-то выставке.
18:14
Это не я. Оно по дефолту вроде как.
> Почитать проятно было. Автор, расскажи ещё о PortProton — как там у них дела? Раньше сам использовал, даже статью тут писал, а потом Мишу видел в составе команды Алть на какой-то выставке
Прекрасно работает. Сам я играю редко и в основном в одни и те же игры (FarCry4, GTA5 и изредка в GTA:SA. Игры детства, играю ради настальжии). Обновления приходят.
Честно говоря, я к лутрисам и бутылкам привыкнуть не смог. Тупо разбираться даже не стал, хотя лутрис хвалят. Мне с моими 2-3 играми портпротона с головой хватает.
18:27
22:15
22:22
22:29
22:49
16:25
Локальный ip можно было и не блюрить, ведь скорее всего он от роутера.
Хотя у этого ноута есть RJ45 и, возможно, он был подключен по кабелю.
Вообще, ноут 17" - не частый выбор, но этот хорош, оперативки норм, есть ещё m.2.
16:32
Гибернация, однако!
16:33
16:36
16:58
Но при 16Гб я бы подумал про актуальность zram.
И ноут 17" скорее всего используется стационарно, поэтому необходимость гибернации тоже может быть не очень актуальна.
18:22
Я специально под этот ноут купил рюкзак. Дома я редко работаю за ноутом (всем всегда что-то нужно и отвлекаюсь на раз-два).
17:30
>>Это zram
Да не это swap и во-первых он не настроен , а во-вторых при таком объеме ОЗУ не нужен . Но,бывает ОС требует своп ,то можно сделать - чисто символический.
swap создавали в 2 раза больше ОЗУ . 2 гб ? своп - 4
По умолчанию в файле настроек
sudo nano /etc/sysctl.conf
стоит vm.swappiness=60 .
Т.е сброс на диск пойдет ,когда еще половина памяти свободна. А нужно поставить =10
Диски-то сейчас ССД - частое обращение к нему сжует его быстро ))
А ZRAM , то другое - это сжатие на лету
19:32
Значения до 100 приводят к склонности ядра вытеснять все страницы из файлового кэша
Свыше - освобождать анонимные страницы из памяти в подкачку
Даже при vm.swappiness=100, с 8+ GB RAM, использование swap будет заметно разве что при компиляции или в играх...
В идеале, надо делать zram (если процессорное время не жалко)
19:43
https://postimg.cc/k6DvC0fw
19:56
Ага, спасибо ! ))
Это в некоторых современных системах - хотя сейчас столько ОЗУ ,что вобще перестали упоминать.
Пойду освежу память - хотя сам вникал так в порядке опытов )
"Платформа Linux не ждет, пока вся доступная память будет использована, прежде чем выгружать страницы на диск. Вместо этого она выгружает страницы в зависимости от того, как долго они были неактивны. Увеличение значения параметра swappiness приводит к тому, что ядро Linux выгружает неактивные страницы памяти раньше, чем при низком значении этого параметра. "
03:51
10:55
Ну да - ачки одел +13 )))
Ну ,так ведь размер сам выбираешь ? Когда перед установкой делаешь разделы свопа и корня О_о
Тут уж можно и своп сделать равным ОЗУ и zram - как угодно . Только в этом случае нет смысла.
"При установке ALT Starterkit P11 (Salvia) на этапе разметки диска выберите «Автоматически» для создания swap (обычно равен объему ОЗУ) или «Вручную». Рекомендуемый размер swap: 2-4 ГБ (если RAM < 4 ГБ), равен RAM (для гибернации) или 2-4 ГБ (если RAM > 8 ГБ)"
"Для оптимальной работы zram в ALT Linux Starterkit P11 (на базе Sisyphus)
рекомендуется устанавливать размер от 25% до 50% от общего объема оперативной памяти (RAM). При достаточном количестве ОЗУ (8-16 ГБ+) обычно хватает 25-30% для сжатия редко используемых данных."
11:02
11:08
Ну,что ж - правильный подход! )))
Сам грешен !
Ща быстренько накидаю себе этот зрамосвоп ))
https://debianlive.ru/2023/06/zram-%d0%b8-zswap-%d0%bd%d0%b0-debian-%d0%b4%d0%be%d0%b1%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d1%8f%d0%b5%d0%bc-%d1%85%d0%b0%d0%bb%d1%8f%d0%b2%d0%bd%d0%be%d0%b5-%d0%be%d0%b7%d1%83/
07:03
Предлагаю дождаться автора и вывода команды:
# zramctl
16:34
18:20
Автоматом. Скриншот инсталлера не найду, но там вроде есть пункт при авторазметке btrfs + swap.
> Локальный ip можно было и не блюрить, ведь скорее всего он от роутера.
Я не сетевик и даже такие банальности не знаю, к своему стыду ((
> Вообще, ноут 17" - не частый выбор, но этот хорош, оперативки норм, есть ещё m.2.
Ноут всем устраивает. До него был (на обзорах федоры) 15", но мне оказался маловат. Отдал брату. Что понравилось в новое, так это два слота под me, куда я естественно накинул еще 512гб. На 15" накидывал 1тб, но снимать не стал. Брату получается отдал 1.5тб, а себе на 1тб скомпоновал.
Но есть одна боль у этого ноута. Во-первых засветы на дисплее, но это ips и ничего не поделаешь. Но вот AURA, которая управляет подсветкой клавиатуры, разгоном и прочими функциями, которые специфичны для Asus - это боль. Есть сторонняя утилита asusctl, которая решает большинство задач, но она у меня нормально только на альте и работает. На Федоре какие-то приколы с режимом энергосбережения, на сусе вовсе танцы с бубном. Планирую вернуться как-нибудь в будущем на уже родной для себя MSI, но тоже 17".
20:47
Не очень удачный выбор, на мой скромный взгляд. Не дорос еще Альт до уровня китов. И немного странным показалось, что выбрана Убунту, а не Дебиан. На счет высоты полета yast - вообще не согласен, мне он оказался "нафиг не нужен", хотя и alterator - точно так же. А вот установщик наоборот понравился - просто и понятно, без лишних рюшечек. Про dnf ничего сказать не могу, давно не пользовался. apt - классика жанра, zypper - немецкая педантичность, но а ерм пытается в него (zypper) играть и вполне себе неплохо. ара - может когда-то и поднимут, пока абсолютно бесполезен, потому в дистры его и не встраивают.
18:30
Согласен. Не дорос, но хочет вырасти. Чем это закончится будет видно потом.
> И немного странным показалось, что выбрана Убунту, а не Дебиан.
А тут я не дорос до этого кита. Я пытался, я пробовал, но нет. Как уже говорилось на сайте, до дебиана надо дорасти. Я думал, что дело в софте и попытался в сид, но все равно. Возможно, когда-нибудь.
> На счет высоты полета yast - вообще не согласен, мне он оказался "нафиг не нужен"
Не могу согласиться и возразить нечем. Есть (или может уже нет, хз) у него болячка - когда процесс zyppera занят, то яст превращается в тыкву. Для себя я увидел удобство именно в том, что яст сразу предоставляет утилиты, которые позволяют не лазить по терминалу, а кликать мышью. Не, мы то все в тру линукс мечем, но есть и те, кому это не нужно или не нравится и тут яст, являясь чем-то схожим с классической Панелью управления из винды, закрывает эту потребность
08:28
У меня сейчас стоит ALT Regular Linux 6.18.6-6.18-alt1 Gnome 49 ой бля хуже винды)) каждый день какой то да глюк.... уже даже черный экран на нем словил)))
Это я качал с сайта "https://alt-gnome.wiki/" че за криворукие создатели этого чуда))
09:52
А что вы хотите от unstable ветки ?
Unstable на Альт - действительно unstable. Это вам не Sid на Debian и не Arch.
11:42
Это круче даже чем арч)))
21:27
21:22
https://dzen.ru/shorts/682c30e6642b57379b741272?f=video
Может как-то можно нивелировать антагонизм и "всезнайство", а ?
...
Всё-таки мы тут как ни как - "товарищи по цеху".
Всех обнял.
16:18
https://postimg.cc/bZ2WbSqs