Manjaro Linux vs openSUSE Tumbleweed. Linux статьи
Написать статью
Войдите, чтобы писать статьи

Manjaro Linux vs openSUSE Tumbleweed

34

Manjaro Linux vs openSUSE

Материал написан пользователем сайта.

Fedora vs Ubuntu был первым боем-сравнением систем от профессионалов, там победила Ubuntu.

Представляю вам системы, которые встречаются во втором полуфинальном бою из 6-ти раундов:

1. Установки

Manjaro использует Calamares, а он сегодня, на мой взгляд, лучший установщик. В его разработке принимают участие, в том числе, контрибьюторы из Fedora, Manjaro и KDE. Установочный образ Manjaro содержит ещё memtest86+ и UEFI Shell. Из неё можно запустить уже имеющиеся системы, что выручает, когда в UEFI пропадают ссылки на загрузчики.

openSUSE предлагает один iso в виде образа DVD, а второй для онлайн установки. SUSE ввела ограничения для РФ, поэтому загрузить образы с их сайта не получится. Приходится выбирать на mirrors.opensuse.org подходящее зеркало и загружать оттуда iso DVD или snapshot, потому что при онлайн установке затруднительно подставить адрес доступного зеркала.

Здесь предполагается, что вы зайдёте в "три полоски" (бургер) для задания hostname, без него сеть не заработает.

Наверно, бюргеры все заходят в бургер, а остальные часто пропускают, но не беда, ещё будет возможность задать hostname на последней странице с Настройками установки. Там можно щёлкать на заголовки для изменения настроек. В заголовке "Программное обеспечение" можно что-то добавить или убрать, это отвлекает и расслабляет. Ведь при кабельном подключении на пункте слева  "Включение сети" уже будет галочка, а под заголовком "Конфигурация сети" сказано, что Имя хоста уже установлено DHCP. Трудно сообразить, что вы его сами не задавали, а надо бы.

В Tumbleweed по умолчанию ставится systemd-boot, который сам находит только загрузчик Windows, если он на этом же разделе EFI. Чтобы выбрать grub, нужно войти в "Загрузка". При установке grub к старту ядра в grub.conf приписывается и источник установки, ведь это DVD и планируется, что он будет локальным репозиторием, а если это была Ventoy, то перезагрузка приведёт в чёрный экран. Нужно загрузиться в recovery вариант, удалить в файле grub подключение ventoy и обновить grub.conf.

Установка на бой у Manjaro проста и понятна, Manjaro выходит вперёд.

2. Обновления

У Manjaro в РФ несколько зеркал, но обновление работает прилично только последний год или полтора. До этого и за TLS сертификатами плохо следили, и с keyrings косячили. Это были какие-то юношеские ошибки, но они многим запомнились, до сих пор их вспоминают "добрым" словом.

Временами, на каком-то срезе репозитория выпускается установочный iso с цифрой и названием. Это не значит, что в Manjaro какой-то полу-роллинг, такого понятия нет, ведь нет специальных переходов с версии на версию. Просто если происходят достаточно весомые изменения в системе или установщике, это фиксируют выпуском установочного образа с цифрой и названием.

В openSUSE работает автовыбор зеркала по геолокации. Для меня он выбирает такое, на котором тоже стоит заглушка по ip. Можно исключить всю страну из списка выбора, а лучше прицельно задать адрес доступного зеркала.

Список зеркал уже видели, он солидный, там много университетов и институтов. Но среди зеркал есть не особо актуальные, а порой сильно неторопливые, как в свежести, так и в скорости отдачи. Пока я перебирал зеркала, мне не раз предлагалось понизить версию некоторых пакетов, а то и вообще всех. Вот и наш TSPU (Томский Педагогический) очень сильно отстаёт от текущего среза, видимо пользуется неактуальным зеркалом, может за скорость отдачи у него.

Работа с репозиториями и пакетами, а набор инструментов YaST впечатляет

Популярность openSUSE оказалась с особенностями и не такой, какой я её представлял до этого вынужденного осмотра зеркал.

Manjaro продолжает выглядеть лучше и увеличивает отрыв.

3. Пакеты

Для одного и того же ПО размер пакетов, в среднем, в Manjaro будет меньше, хотя уже мало где остались лимитные тарифы.

Дискретность пакетов в openSUSE выше, их больше, разбираться и копаться в них труднее.

Свежесть пакетов устраивает в обеих системах, в openSUSE они появляются чуть раньше, но в Manjaro можно перейти на ветку testing или unstable и картина поменяется.

Контроль и качество пакетов в openSUSE имеют долгую историю и хорошую репутацию. В Manjaro, якобы, тоже проверяют пакеты, но, на мой взгляд, всё сводится просто к выжиданию 2-3 недели и наблюдению за сообщениями от арчеводов. Я видел, как после такой "проверки" всё равно выложили неработающий плагин для geany. Но пауза нужна и полезна, просто не надо думать, что во время неё тестируют как в Debian.

Этот раунд на классе берёт openSUSE и сокращает отставание.

4. Менеджеры пакетов

Pamac создан на той же библиотеке libalpm, что и pacman, но добавлен GUI и AUR-helper. Ключи и команды в pamac для CLI более "говорящие", они естественны, а в pacman комбинации букв. Удаление осиротевших пакетов организовано простой командой. Многое удобнее, но менеджер стал тяжелее, а значит вряд ли стабильнее, чем раздельные pacman и, например, yay. Но в системе сразу установлены оба менеджера, так что полная свобода выбора.

Zypper похож на pacman, а команды и ключи для CLI так же логичны, как у pamac, и GUI имеется. Но удаление "хвостов" в простую команду для CLI не оформлено и это принципиальная позиция.

В GUI их надо отмечать по одному, а в терминале нужна комбинация из команд. Можно поставить галочку в GUI удалять и зависимости, но она будет работать только для текущего сеанса и сбросится с закрытием. Узнал, желая прописать зачистку в zypp.conf, что этот файл упразднён и нужно создавать отдельный файл в /etc/zypp/zypp.conf.d/ .

В репозитории есть dnf5. При его установке нужно заказать создание папки со ссылками на файлы репозиториев, dnf ждёт их в другом месте.

Команда dnf autoremove всё время показывает "Nothing to do". В openSUSE всячески избегают автоматического удаления "хвостов". Понятно, что и полное обновление с dnf не рекомендуется. Вроде бы остальной функционал dnf не ограничен.

У менеджеров схожие стили, но в openSUSE между менеджерами были замечены разногласия.

5. Стремления

Manjaro стремится облегчить жизнь новичку и много делает для него по своему усмотрению. Помните эпизод, когда Facebook напутал с DNS и волна от ошибок расходилась по сетям неделю? Manjaro, обновляя тогда список зеркал, не обнаружила ни одного, а сеть ведь работает, вот он и сохранил пустой mirrorlist. А иногда не запускается pamac, это значит, он сам сейчас проверяет обновления. Такие моменты приводят пользователей в замешательство.

В openSUSE я запустил dnf repoclosure и неожиданно для себя получил приятный результат. Оказывается, в проекте OpenELA участвует только головная компания SUSE, она использует его для поддержки своих RHEL-совместимых коммерческих продуктов. А openSUSE делает дочерняя SUSE Software Solutions без OpenELA. Поэтому repoclosure нашла 77 пакетов со 100 незамкнутыми зависимостями. Результат очень близок к Fedora, похоже, что вдохновляются именно ей, системы на OpenELA показывают по несколько тысяч ошибок.

Приятно видеть стремление замкнуть все зависимости, а repoclosure — утилита контроля. В 77-ми пакетах 3 были из стороннего репозитория, она их тоже проверила и показала в отчёте.

А помните историю, как все добавляли драйвер ntfs3? Arch был первым, потом Gentoo, Fedora и уже остальные. Debian долго тестировал и хотел видеть признаки регулярного сопровождения, только потом добавил. В openSUSE с ntfs3 тогда поступили мудро: довольно быстро приняли, но внесли в blacklist.conf и сообщили об этом, может кому-то нужен.

В стремлениях openSUSE больше зрелости и опыта, были видны хорошо продуманные действия.

6. Non-free

Обе системы осматривают железо при установке и делают это хорошо, вот только для чего?

После осмотра Manjaro всё равно ставит мета-пакет с набором firmware. Mhwd смотрит, хватит ли мета-пакета, потому что есть и не вошедшие в него. Понятно желание увеличить шансы работы на произвольном ноутбуке, но хотелось бы больше гибкости.

openSUSE поставила мне только одну лишнюю firmware, респект, но всё равно она не поставит ничего из non-free, даже если всё правильно обнаружит. Впечатление от такого подхода хорошо описал один пользователь в недавнем отзыве на distrowatch.

Уход openSUSE в глухую защиту при работе с non-free смотрится не очень, а раскрепощённые действия Manjaro приносят ей очки.

Финальный гонг!

Решение

Ну раз не хочет openSUSE выступать в нашей стране, тогда дальше проходит Manjaro.

Последнее время Manjaro прибавила в стабильности, но если бы не самоограничения в openSUSE, то сегодня Manjaro могла бы и не одержать победу, у неё явно меньше опыта.

P.S. 

А сейчас, после боя, давайте обсудим дальнейшие перспективы систем-участниц.

Распространение Manjaro в Бразилии через BigLinux продолжается, хотя последнее время в Manjaro фиксируют снижение пользователей по миру. Но людям нравятся лихой задор и отсутствие ограничений, популярность Manjaro всё ещё остаётся высокой.

После мартовских событий этого года в Manjaro проходит разделение полномочий, разработчики уже буквально бьют копытом в энтузиазме. Посмотрим, оно может пойти на пользу, ведь дело идёт к финальному бою-сравнению с Ubuntu.

Недавно SUSE объявила, что прекращает поддержку YaST. Конечно, в таком виде YaST устарел, некоторых утилит в текущих установочных iso уже нет. Сейчас можно полностью удалить YaST, а вместо него установить Myrlyn. Название и иконка связаны с мифическим волшебником по имени Merlin/Myrddin, только почему-то всё через "y".

Myrlyn быстрее и легче, только для работы с пакетами и репозиториями

По информации от ИИ, SUSE является вторым по величине дистрибьютором корпоративного Linux после Red Hat. Но ведь любой разработчик хотел бы, чтобы его продукты, даже бесплатные, были популярны. Так что, где-то у них там openSUSE может и будет биться с Fedora, но сегодня, судя по зеркалам, ею пользуются лишь определённые группы людей и она смотрится скромнее.

Избегание автоматической очистки "хвостов" можно трактовать и как неуверенность в работе с зависимостями, поэтому и запуск команды в CLI остаётся в виде "для продвинутых", сравните:

zypper rm --clean-deps $ (zypper packages --unneeded | awk 'NR>4{print $ 6}')
vs
dnf autoremove

Владелец SUSE объявил о желании продать компанию и на неё уже смотрят европейцы с мыслями о суверенности в ПО. Был докуплен очень крупный провайдер облачных решений и кто-то ещё, компания стала больше. А ей не привыкать, она пережила уже четыре смены владельцев и её символ, хамелеон Гертруда, очень ей подходит.

Лайков: +10
войдите, чтобы ставить лайки
34
  • Опубликовано: 16.06.2026
  • choice

Комментарии

choice
Активный пользователь
Активный
16.06.2026
15:51
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Заглавная картинка - зачёт! Каждый получит "в табло", и не один раз.
Minor748
Активный пользователь
Активный
16.06.2026
16:29
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
> Fedora vs Ubuntu был первым боем-сравнением систем от профессионалов, там победила Ubuntu
Это, видимо, разные весовые категории, тк ранее были Arch Linux vs Debian Sid.
https://pingvinus.ru/note/archlinux-or-debian-sid

Что до сегодняшних соперников:
Ставил OpenSUSE и она мне совершенно не понравилась, отличается в первоначальной настройке и поведении с уклоном в … в куда-то. У меня сложилось впечатление, что система не для всех, ибо выбивается из общего ряда дистрибутивов общего назначения.
С Манджаро начинал, потому как простая и понятная установка тогда была, обильные репозитории, чего нет, компенсирует AUR.
*не надо мне про его вреносность и замусоренность, тогда такого бардака не было, тут вон опять кто-то поигрался с ними*
https://www.phoronix.com/news/Arch-Linux-AUR-Russian-Spam
OpenSUSE тоже в этом плане не в пример остальным в виду санкций и региональных ограничений.

> В openSUSE всячески избегают автоматического удаления "хвостов"
У меня Void и XBPS аналогично себя ведёт, из-за чего накапливаются мусорные пакеты, которые уже не нужны, но остаются в системе для "ничего не сломать", видимо. У меня их более 1,000 набежало. Если почищу от некоторых не- или редкоиспользуемых программ, будет меньше, но это всё равно весомый такой показатель :(.

> Последнее время Manjaro прибавила в стабильности …
Последний раз, когда я ставил Маньку (по-моему, это было в начале того года, то 1+ год назад), я долгое время не получал обновлений, несмотря на роликовую модель. Потом обновления прилетели, а вместе с ними и повышение версии (условное, конечно), про это ещё писали линуксовые издавния, что Манджаро получила большое обновления. Я не скажу, что изменения были большими, поскольку Xfce, зато я почувствовал пустоту и некоторое разочарование от долгого ожидания, получив вместо велосипеда всего-лишь открытку.

> Название и иконка связаны с мифическим волшебником по имени Merlin/Myrddin, только почему-то всё через "y".
И вот так у них во всём, к сожалению. От этого хвалёного YaST/YaST2 ощутил больше проблем, нежели какой-то пользы, как уже говорил выше, это вытекает из общей их философии.
choice
Активный пользователь
Активный
16.06.2026
16:50
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMinor748Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Условно, домашнее использование - любительский уровень, но Fedora, Ubuntu, openSUSE и, с натяжкой, Manjaro, выступающие на нём, тренируются в профессиональных клубах, а Arch, Debian и остальные -- чисто любители. Ubuntu улучшает Debian, а Manjaro -- Arch.
Долгая пауза с обновлениями в Manjaro была из-за внутренних разборок, кто важнее, кто мерч продаёт или кто с системой возится.
И да, openSUSE во многом странная, не такая, как все!
origin
Активный пользователь
Активный
16.06.2026
16:30
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
Молодец !
!!!
zazen26
Активный пользователь
Активный
16.06.2026
17:53
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Это третье сравнение, первые два было читать просто неприятно… но это…
В каком месте OpenSuse вдохновляется Fedora непонятно…
choice
Активный пользователь
Активный
23.06.2026
11:20
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийzazen26Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Чтение "по диагонали" — не редкость.
scorpii
Активный пользователь
Активный
16.06.2026
20:52
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Сравнение более чем странное. Начиная с выбора участников.
Фундоментальный дистрибутив против форка.
Если уж взялись сравнивать менеджеры пакетов, то у маньки только pamac, а его есть смысл сравнивать только с myrlyn. Если заикнулись про zypper, то тут только pacman должен быть на обратной стороне. Причем здесь dnf я вообще не вкурил, почему выбран он, а не базовый rpm?
Про размер пакетов: откуда дровишки? В смысле, каким образом сравнивался размер пакетов? Что учитывалось? Версии, зависимости? Сравнение сделано на базе одного, двух или еще каким-то образом?
choice
Активный пользователь
Активный
16.06.2026
22:09
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийscorpiiРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Вы же их крутили, всё знаете, видимо дело в терминологии.
У маньки свой pamac, у суси свой zypper, их и сравнивал.
У обоих есть gui, одноимённый у маньки и YaST/Myrlyn у суси.
В обеих системах есть второй менеджер, pacman и dnf соответственно.
Один из Alt team на своих лекциях в МГУ (ВМК) обратил внимание, что dpkg и rpm больше установщики, чем менеджеры, а apt и dnf как раз многофункциональные менеджеры и призвал так их и называть: установщики пакетов и менеджеры пакетов. Можно с ним поспорить, но раз есть два инструмента и хочется их различать, то есть в его словах резон. Pacman или pamac ни к кому больше не обращаются, всё сами делают. С одним rpm их сравнивать некорректно, а к dnf или zypper (пусть они и обращается к rpm) по функционалу они ближе.
Про размер пакетов вы правы, zstd в среднем жмёт сильнее gzip. Но в AUR иногда используются deb и rpm (кто-то скажет, что часто и не только в AUR), эту пропорцию не знаю, но раз так, то выходит, что только совсем свои пакеты поменьше, но встречаются равные и побольше.
choice
Активный пользователь
Активный
17.06.2026
07:02
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийscorpiiРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
С размером пакетов ошибся, согласен, отправил изменение в статью.
Minor748
Активный пользователь
Активный
16.06.2026
22:32
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Manjaro Linux vs openSUSE
Fedora vs Ubuntu
Arch Linux vs Debian Sid

Что дальше? Согласно привычной турнирной таблице дальше идут полуфиналы и финал: битвы за 3-е и 4-ое места и за 1-ое и 2-ое. Аутсайдеры на выход … Меня больше интересует "Смертельная битва" между Ubuntu vs Manjaro и куда меньше Fedora vs openSUSE, тк первые больше подходят для простых юзеров и домашнего использования.
choice
Активный пользователь
Активный
16.06.2026
22:41
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMinor748Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Сравнивая Arch и Debian я тогда ещё не дошёл до ассоциации с боем, они ведь не делают профессиональные продукты. А Модератор там такую заглавную картинку выбрал, что она меня натолкнула на представление в виде раундов, но тогда уж между участниками от профессиональных клубов. Fedora, Ubuntu и openSUSE без сомнений тренируются в проф.клубах, а Manjaro за продажу мерча подтянул, за юр.лицо так сказать.
Hargard
Активный пользователь
Активный
17.06.2026
07:41
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMinor748Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
> "Смертельная битва" между Ubuntu vs Manjaro
Ну тут исход очевиден. У Ubuntu только 2 "преимущества":
1. Бóльшая известность, как правило оснавана на трешевых ТОПах
2. Интенсивное вовлечение юзера в освоение консоли и поисковика/нейронки — для решения архитектурных "нюансов" и множества количества мелких косяков.
choice
Активный пользователь
Активный
17.06.2026
11:36
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийHargardРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Я обнаружил, что при написании статьи, при подборе и сравнении моментов, первоначальное мнение или ощущение может поменяться. Поэтому сходу не знаю, на кого выйдет больше собрать плюсов и меньше минусов. Вот по вашим пунктам:
1. Известность примерно сравнимая, объективно измерить трудно.
2. По количеству мелких косяков Манжаро будет впереди.
Hargard
Активный пользователь
Активный
17.06.2026
13:59
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийchoiceРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
В том-то и дело, что известность несопоставимая. То что на этом сайте Ubuntu в андеграунде — не показатель. Это скорее значит то, что рядовой ее пользователь об этом сайте не знает. Или его убунточка благополучно издохла в недели пары недель после установки.

А измерить ее — элементарно, достаточно загуглить "топ 10 linux", и полистать тем с воплями о помощи на том же LOR.

> По количеству мелких косяков Манжаро будет впереди.
А вы давно плотно пользовали Ubuntu? Хотя бы с недельку. Именно его, а не перелопаченый и вычищенный дериватив.
choice
Активный пользователь
Активный
17.06.2026
15:51
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийHargardРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Прошлый обзор писал, пользовался месяц, но софт не ставил, только snap удалил, всё было нормально.
А вот Manjaro взялся обновить зеркала в РФ, думал минут 10 и только yandex обнаружил. Попросил Германию, тоже долго думал и выдал четыре. Может что-то с интернетом было, но такое поведение с зеркалами не первый раз.
Minor748
Активный пользователь
Активный
17.06.2026
13:58
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийHargardРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
> У Ubuntu бóльшая известность
Не соглашусь, опираясь на свой опыт. Я начинал с Арч основанных и, в частности, с Манджаро, тк у них были плюсы. Уже спустя несколько лет, когда стал понимать в структурах и семействах дистрибутивов, откуда у кого что растёт, я узнал про Ubuntu. А самой первой системой, которую установил в качестве основной, была Линукс Минт. За Убунту тянется плохая репутация ещё с нулевых годов, если что …

Теперь и вовсе Марк Шаттлврот из Канон_и_кал объявил, что, начиная с Ubuntu 26.04, это будет система агентного ИИ
https://www.zdnet.com/article/ubuntu-26-04-is-o s-for-ai-agentic-era-says-canonical-mark-shuttleworth-why/

В той же Fedora уже на нейрослопили, как и в win11
https://itsfoss.com/news/fedora-bug-tracker-infiltrated-by-ai-agent/
Hargard
Активный пользователь
Активный
17.06.2026
07:27
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
> Это не значит, что в Manjaro какой-то полу-роллинг, такого понятия нет, ведь нет специальных переходов с версии на версию.
Вообще-то как раз-таки и полу-ролинг, или даже треть-атомик.
Ну какой же это роллинг, если обновления могут целый месяц не выходить (кроме единичных приложений и фиксов безопасности), а потом они прилетают сразу "чемоданом" на 2-5 Гб.

> Список зеркал уже видели, он солидный, там много университетов и институтов.
Ого, вот уже у Susе тут действительно все печально — кроме Китая и надеяться толком не на кого.
Так что да, чебурнетоустойчивость Manjaro заметно выше: несколько российских зеркал, пучок китайских и по одному в Беларуси и Узбекистане.

> 4. Менеджеры пакетов
1. Упущена главная фича Pamac — его самодостостаточность для пакетов из офф-репозиториев, AUR, Flathub и Snap Store.
2. У GUI-Pamac'а есть еще несколько фичей: дублирование всех возможностей CLI-менеджера, предпросмотр всех файлов входящих в пакет и PKGBUILD-сценарии, управление зеркалами, заморозка и откат пакетов.

> После осмотра Manjaro всё равно ставит мета-пакет с набором firmware
Так ведь для десктопа это ого-го какой плюс! Когда видеокарты или всю платформу можно менять "налету" без долбежки заклинаний в черное окошко!
Вот на сервере или embedded — там да, ничего лишнего видеть бы не хотелось.
choice
Активный пользователь
Активный
17.06.2026
12:05
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийHargardРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Долгую паузу в обновлениях уже выше обсуждали. Они там у себя выясняют отношения и это сказывается.
Возможность pamac работать с flathub и snap я упустил, потому что сам не пользуюсь и не чувствую, что это плюс.
Работа с зеркалами в Манжаро как раз не очень, но gui есть, это да.
Что мета-пакет -- это плюс, не соглашусь. Многие ли меняют что-то "на лету"? Но и не особый минус, можно удалить лишнее, просто раз смотрели железо, ставили бы точнее, а не широким спектром.
Hargard
Активный пользователь
Активный
17.06.2026
14:11
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийchoiceРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Выход обновлений 1-2 раза в месяц — для сабжа это нормально. И удобно.

Ну как же не плюс? Ведь нужно запомнить всего один (человеческий) унифицированный синтаксис для комманд пакетника! А не 5!

А какие минусы? Мета занимает на 300Мб больше места на диске?
Простейший кейс (и мой фаворит) — замена видеокарты. Где, на каком еще дистре ее можно вставить и перезагрузить ПК? На винде и то есть нюансы!
Вон недавно Невидия дропнула Паскали. Вместо того чтобы откатываться и долбить консоль достаточно было сунуть другую видимокарту и поменять драйвер в GIU-шном приложении.
choice
Активный пользователь
Активный
17.06.2026
15:55
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийHargardРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Ну это у вас такой режим, а у меня встройка везде и эти 300Мб обновлять не хочется. Это не минус, можно же удалить, но и не плюс, там не только их приходится удалять, ещё есть ненужное.
netware
Активный пользователь
Активный
17.06.2026
11:00
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Насколько я сам смог найти инфу, столкнувшись со схожими проблемами когда хотел поковырять хамелеона - они не ограничивали работу в нашей стране -да и официальных заявлений, вроде как не было... Причина же в автоподборе зеркал, которая выглядит как лютый тролинг когда из европейской части РФ тебе предлагают качать с Киевского зеркала.

Тем не менее скачать и в ручную прописать зеркало из рф можно, не прибегая к помощи технологии из трех букв. В то время как с ред-хат и федорой такой номер уже не пройдет, а вот они - действительно прекратили деятельность на территории РФ и ввели ограничения. ИМХО - это нарушение основной лицензии, но думаю это уже тема для дискуссии в другом месте.
choice
Активный пользователь
Активный
17.06.2026
12:10
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийnetwareРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
По информации от ИИ, присоединились они и ввели ограничения.
Есть у меня и Fedora, убрал репу cisco и всё обновляется, но при случае посмотрю, откуда идут обновления, но ничего специального не делал.
netware
Активный пользователь
Активный
17.06.2026
13:35
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийchoiceРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Скука наш самый главный враг =) я вот захотел пощупать в итоге посмотрел тут не пускает, там блокирует и остался на дебиане =) для себя решил что это судьба =)
Minor748
Активный пользователь
Активный
17.06.2026
14:04
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийnetwareРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
> это нарушение основной лицензии
IBM, Canonical и прочим компаниям запрещено оказывать услуги подсанкционным странам, включая Россию, согласно законодательству их стран (-ы).
netware
Активный пользователь
Активный
17.06.2026
14:26
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMinor748Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Пункт основной лицензии звучит дословно так:

If conditions are imposed on you (whether by court order, agreement or otherwise) that contradict the conditions of this License, they do not excuse you from the conditions of this License. If you cannot convey a covered work so as to satisfy simultaneously your obligations under this License and any other pertinent obligations, then as a consequence you may not convey it at all.

Перевод на русский:

Если на вас возлагаются условия (судебным решением, соглашением или иным образом), которые противоречат условиям настоящей Лицензии, они не освобождают вас от выполнения условий настоящей Лицензии. Если вы не можете передавать (распространять) защищенное произведение так, чтобы одновременно удовлетворять вашим обязательствам по настоящей Лицензии и любым другим применимым обязательствам, то, как следствие, вы не имеете права передавать его вообще.
Minor748
Активный пользователь
Активный
17.06.2026
14:44
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийnetwareРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Речь о платных услугах и продаже лицензий. Мы, домашние юзеры, к ним не относимся.
https://www.cnews.ru/news/top/2022-04-06_iz_rossii_sbezhal_razrabotchik
Но те же Cisco ограничивали возможность загрузки с российского ip. Я даже у себя в Void сталкивался с невозможностью скачать flatpak пакет.
DigitalDreamer
17.06.2026
14:59
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMinor748Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
>>Речь о платных услугах и продаже лицензий

Не только о платных. Федора возлогает на пользователя добровольный отказ от скачивания дистрибутива если он попадает под ограничения, но оставляет себе лазейку, чтобы не нарушать GPL.

«Вы не можете скачивать программное обеспечение или техническую информацию Fedora, если находитесь в одной из этих стран или подпадаете под другие ограничения. Вы не можете предоставлять программное обеспечение или техническую информацию Fedora физическим или юридическим лицам, находящимся в одной из этих стран или подпадающим под другие ограничения. Вы также несете ответственность за соблюдение требований иностранного законодательства, касающихся импорта, экспорта и использования программного обеспечения и технической информации Fedora.

Программное обеспечение Fedora в виде исходного и двоичного кода находится в открытом доступе и не подпадает под действие EAR в соответствии с §742.15(b).»
https://docs.fedoraproject.org/en-US/legal/export/
nonamex
18.06.2026
21:01
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
автор ничего не написал про снаппер в сусе..
choice
Активный пользователь
Активный
18.06.2026
22:36
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийnonamexРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Верно замечено, но я просто не пользуюсь btrfs и не считаю нужным делать снимки системы. Кому надо, действительно есть такая возможность, а как всё работает, я не проверял.
Hargard
Активный пользователь
Активный
18.06.2026
22:52
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийnonamexРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Так timeshift и manjaro-autosnap жи..
IAmKilka
Активный пользователь
Активный
27.06.2026
16:45
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Сколько пользуюсь сусей, о каких-то ограничениях для РФ слышу в первый раз. От самой суси ограничений нет, с их сайтов и репозиториев все скачивается прекрасно. Ограничения есть только от РКН, из-за чего на части провайдеров идёт характерная особенность - после 16кб загрузка останавливается
Minor748
Активный пользователь
Активный
27.06.2026
17:30
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийIAmKilkaРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Void linux. Иногда аналогично скачиваются первые 16 Кб. Если запустить много раз команду, можно выкачать пакет. Но проще скачать через браузер и положить архив в нужную папку.
choice
Активный пользователь
Активный
28.06.2026
19:46
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийIAmKilkaРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Пока писал статью и она модерировалась, а это три недели, проверял с двух провайдеров возможность скачать образ. Один из них хороший, у него и тытруба, и всякие рутрекеры работают. А вот прямо сейчас у этого провайдера уже можно скачать установочный образ и от кого была проблема, я не выяснил.
OpenSUSE - коммерческая организация и соблюдает экспортные ограничения, но делать это можно по-разному. По информации от ИИ, она недавно, вслед за Fedora, написала в лицензии, что если вы не из стран, которые под ограничениями, то вы можете пользоваться.
При обновлении работает авто подстановка зеркала и мне выдаётся такое, на котором работает фильтр по ip. Вам выдаётся другое и вы с этим не сталкивались. Кстати, интересно какое, я многие пробовал, примерно зная скорость отдачи по работе с arch, но некоторые зеркала отстают от текущей версии, некоторые сильно.
yosh78
Активный пользователь
Активный
27.06.2026
19:01
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
>> Ограничения есть только от РКН, из-за чего на части провайдеров идёт характерная особенность - после 16кб загрузка останавливается

Эти ограничения на их стороне, у меня такие проблемы при скачивании с sourceforge.net и некоторых других сайтов, проще туннель включить. А эти ребята, sourceforge.net ,мне не дают даже зарегистрироваться на их сайте, так как записали во враги. Ну их! Что там, что тут - однояйцевые.

Написать комментарий

Ник:
Текст комментария:
  • Уважать других.
  • Без оскорблений и грубости.
  • Не переходить на личности.
  • Писать на русском языке.
  • Без политики.
  • Без флуда.
  • Оффтоп запрещен.
  • Любой комментарий может быть удален без объяснения причин.
Правилаправила (наведите курсор)