Fedora 41 — уже как родной. Сравнение с другими
Загрузить свой скриншот
Войдите, чтобы добавлять скриншоты

Fedora 41 — уже как родной. Сравнение с другими

74
Материал написан пользователем сайта.
Дистрибутив:
Окружение:
  • Дистрибутив: Fedora Workstation 41
  • Хост: ASUS TUF Gaming F15
  • CPU: Intel Core i7-12700H
  • GPU: Intel Iris Xe + Nvidia GeForce RTX 3050 (mobile)
  • GNOME: 47.2
  • She'll: zsh

Предыстория

Мое знакомство с Linux началось в недалеком 2015 году (хотя, черт возьми, прошло лет 10 оказывается) из учебника по информатике, который лежал у меня дома. Непонятно откуда этот учебник, но видимо сам бог ниспослал...

Если мне не изменяет память, то первым дистрибутивом, как и у многих, стала Ubuntu, а точнее версия 16.04 с Unity. Жил тогда с дуалбутом и не мог уйти с Windows из-за нехватки опыта в Linux. Жил так с Ubuntu почти год, после чего начал интересоваться остальными дистрибутивами и попал на тогдашний Deepin, потом elementaryOS, Ubuntu GNOME (да, была и такая редакция), долго сидел потом на Manjaro, потом снова Ubuntu уже с GNOME в базе, потом долгое время openSUSE Tumbleweed (YaST хоть и стар, но великолепен), а после осмелился на Arch (спойлер: недолго меня хватило).

Про Fedora знал и постоянно замечал, но не решался переходить из-за вечного "тестовый полигон". И в один прекрасный день, когда Arch лёг (то ли мои культяпки виноваты, то ли что) я решил дать шанс "шляпе".

Первые впечатления и почему остался?

Оно просто работало. Не, Ubuntu тоже просто работала, но меня вынесло с политики Canonical и агрессивного пропихивания Snap-пакетов в систему. Хотя по правде сказать и Fedora пропихивает Flatpak пакеты, но не так агрессивно. Всё-таки как-то типо сообщество участвует в разработке, хоть и RedHat курирует вектор развития дистрибутива. Остался потому что мне нравится GNOME и то, как он "приготовлен" именно в Fedora. Мне нравятся "кеды" и где-нибудь на стационарном ПК у меня были бы именно они, но на ноутбуке ничего кроме GNOME и почившего Unity (про возрожденный труп в лице Ubuntu Unity ничего сказать не могу) я не вижу, имхо.

Есть вопросы к DNF. Я не застал YUM, но говорят он был еще хуже. Да, в сравнении с Pacman и Zypper у DNF очень медленная скорость работы, но все же он свою функцию выполняет и обновление пакетов всегда на соседнем рабочем столе в терминале. Запустил команду и дальше работать.

Я с Fedora уже с 2019 года и переходить на другой дистрибутив не хотелось бы.

Претензии к дистрибутиву

Они есть. Немного, но есть.

  1. Если у вас, как и у меня, гибридная графика Intel/AMD+Nvidia, то будьте аккуратнее при обновлениях ядра. Парою модули драйвера могут попросту не загрузиться. Такое обычно происходит в первые две-три недели после релиза новой версии. Не спешите обновляться. В Ubuntu такого не встречал.
  2. Anaconda. Я понимаю, что установщик я больше не увижу после установки системы, но как же Anaconda проигрывает в сравнении с тем же YaST в openSUSE, имхо. В целом он неплохой, но все же.
  3. Нет возможности выбрать набор софта на этапе установки системы. Опять же избалованный YaST'ом пользователь. Я прекрасно понимаю, что можно потом все установить или удалить (всегда вычищаю LibreOffice, например). В целом это придирка, но никак не недостаток системы.

В целом дистрибутив ощущается монолитным. Если вам нужно собрать до винтика самому себе систему, то это не к Fedora. Arch, Gentoo (если вы идейно расположены)… да тот же openSUSE, например. Не мне давать рекомендации, но все же осмелюсь.

Слабые и сильные стороны

После почти десятилетнего дистрохопа осмелюсь сравнить дистрибутивы, которыми я пользовался.

Fedora vs Ubuntu

  1. Ubuntu не сильно стабильнее Fedora, имхо. Во многих моментах, там где Ubuntu у меня умирала, Fedora старалась жить и не сдохнуть.
  2. Процесс установки и настройки Ubuntu является сильно простым нежели в Fedora.
  3. Частота обновлений у Fedora выше, но стабильность при этом не страдает.
  4. В Fedora вас никто не склоняет к Snap.
  5. Установка проприетарных драйверов и поддержка оборудования у Ubuntu намного лучше реализована.
  6. Deb-софта намного больше, чем RPM. Если вы брезгуете Flatpak, то лучше заранее узнать за софт — есть ли он в репозиториях Fedora (скорее всего есть)

Fedora vs Arch vs Manjaro

Немного не хочется сравнивать, т.к. я хоть использую Linux уже 10, но я так и не смог подружиться с Arch. Не расположен, видимо. Но ради объективности:

  1. В Fedora софт перед попаданием в репозиторий тестируется, как и в Manjaro. Хотя у Arch тоже есть тестировщики, но с Fedora это небо и земля.
  2. Если нужно всегда иметь свежий софт, то тут без вариантов Arch. Тупо нет вариантов. Безоговорочно.
  3. Arch может быть стабильной рабочей системой дома, но надо понимать моменты и быть готовым на всякий случай. Fedora в этом плане особого углубления не требует.
  4. Уровень кастомизации системы, как многие понимают, тоже Arch. Я не только про GUI, а про все вообще.
  5. Установка все же у Fedora проще. Archinstall (да простят меня тру арчеводы) неплохо упрощает жизнь, но какая же лажа, когда ты ушел пить кофе, думая что твоя система ставится по твоим выставленным параметрам, а там на самом деле archinstall крашнулся.
  6. Manjaro очень близок к Fedora как дистрибутив для начинающих. На самом деле я бы его поставил выше Fedora из-за разработанных для Manjaro утилит для настройки системы. Mhwd (если ее ошибаюсь) сильно облегчает жизнь.
  7. На самом деле комьюнити у Arch весьма дружелюбное, если ты сам дружелюбен.
  8. Pacman. DNF прост, удобен и свои функции выполняет, но он тупо не такой резвый, как Pacman. Это не сильный минус. С этим можно просто смириться.

Fedora vs openSUSE

А вот и мой любимчик — openSUSE.

  1. Установщик системы YaST ставит Anaconda на колени сразу. Имхо.
  2. Управление конфигурацией системы через YaST тоже выделяет openSUSE перед Fedora.
  3. Fedora намного легче openSUSE. Несмотря на возможность настройки пакетной базы в openSUSE, Fedora после установки поставляется с более меньшим количеством пакетов.
  4. Если нужны KDE — openSUSE тут более выигрышный вариант.
  5. У openSUSE есть стабильная редакция Leap. Это что-то типа Debian.
  6. Zypper намного быстрее DNS, но Pacman все равно в лидерах.

Итог

Я доволен своей системой. С Windows я попрощался окончательно при переходе на Deepin и ни капли не жалею. Fedora работает так, как мне нужно. Я использую систему чтобы программировать, учиться, общаться и изредка играю в какую-нибудь забытые миром игры. Все эти роли можно возложить на Arch, Ubuntu, Manjaro, Debian, openSUSE, MX Linux и на любой дистрибутив. Тут и наблюдается сила Linux. Компонуй, выбирай, принимай решения и делай то, что считаешь нужным. Это по моему личному мнение и есть свобода. Нравится KDE, но не нравится Dolphin (хз кому он может не нравится) — ну поставь Thunar или Nautilus. Твое личное право. Все это вкусовщина и все настраивается. Вопрос в том какую настройку твоя душа желает...

Софт, который я использую ежедневно:

  1. Офис — в браузере Google Docs (думаю всё-таки пересесть на LibreOffice, но пока не вижу особого смысла)
  2. Браузер — основной Яндекс.Браузер, второстепенный Google Chrome и Firefox+Chromium для веб-разработки
  3. Игры — PortProton из Copr
  4. Музыка — VK в браузере
  5. Терминал — GNOME Console
  6. Видеопроигрыватель — VLC
  7. Торрент-клиент — Fragments (Flatpak)
  8. Мессенджеры — Telegram
  9. Редакторы кода и IDE — GNOME Builder, Visual Studio Code и Android Studio

Это мой первый скриншот на сайте. Старался без излишней воды и без сильной предвзятости. Буду рад объективной критике.

Лайков: +17
войдите, чтобы ставить лайки
74

Еще скриншоты:

Комментарии

igorborisov
Активный пользователь
Активный
16.01.2025
11:16
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
> Торрент-клиент — Fragments (Flatpak)
Он есть и в стандартных репозиториях Fedora

Мои основные 3 системы -- это Endeavouros (Arch), OpenSUSE Tumbleweed и Kali Linux.
- Fedora не нравится из-за медленного dnf4. В новом, более быстром dnf5, пока нет всех опций, которые были в dnf4.
- У Fedora флагманская оболочка - Gnome, при этом KDE Plasma в ней приготовлена не очень.
- В принципе, если Fedora хорошо работает на моем оборудовании, то с этими минусами можно жить, но все же на ней не так уютно, как на EndeavourOS/OpenSUSE/Kali Linux
Petwell
Активный пользователь
Активный
17.01.2025
15:32
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийigorborisovРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
На мой вкус ни гном, ни плазма нигде не "приготовлены" как мне нужно. Всё равно приходится настраивать всё под себя. Все эти "приготовления" подходят больше для новичков.
choice
Активный пользователь
Активный
17.01.2025
18:08
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийPetwellРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
С интересом почитал бы, как нужно для вас, для продвинутых.
x230
Активный пользователь
Активный
17.01.2025
18:35
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийchoiceРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
>> для вас, для продвинутых

Оскорбительно как-то, не находите?
Человек просто не любит эти DE и излагает свою точку зрения.
Petwell
Активный пользователь
Активный
17.01.2025
21:00
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийx230Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Пользуюсь исключительно гномом и кде. Уважаемый товарищ igorborisov написал, что KDE в Федоре "приготовлена" не очень. Вот и хотелось бы узнать какие проблемы там с KDE.
igorborisov
Активный пользователь
Активный
20.01.2025
11:50
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийPetwellРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
В отличие от Fedora, в OpenSUSE и EndeavourOS прилагаются минимальные настройки по-умолчанию, которые почти не влияют на внешний вид, но доводят до ума некоторые параметры. В Kali Linux используется своя тема оформления, отличная от Breeze. По ссылкам ниже можно подсмотреть файлы, но сходу завести их на неродном дистрибутиве не получится, нужно с умом изучать каждый файл. A еще лучше поставить несколько систем на виртуалку и сравнить. На реальном железе они себя могут вести весьма по-разному.

1) https://github.com/openSUSE/plasma-opensuse/tree/plasma6-tumbleweed/config-files/etc/xdg
2) https://github.com/endeavouros-team/eos-settings-plasma/tree/main/etc/xdg
3) https://gitlab.com/kalilinux/packages/kali-themes/-/tree/kali/master/etc/xdg
therteenten
Активный пользователь
Активный
Автор материала
Автор материала
27.01.2025
07:13
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийigorborisovРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Согласен, KDE в Fedora тоже немного смущает. Непонятно чем именно, но есть такое ощущение, что всё-таки эталон KDE это в openSUSE.
choice
Активный пользователь
Активный
16.01.2025
11:27
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+4
войдите, чтобы ставить лайки
Добро пожаловать в тусовку!
Всё видим, всё замечаем и оцениваем. Начал не с комментариев, а с обзора, да ещё какого, лучший дебют - респект. Очень аккуратное и взвешенное сравнение дистрибутивов, спокойный подход.
Из необычного отмечу выбор картинки а-ля BLM и торрент-клиент.
DrSheppard
Активный пользователь
Активный
17.01.2025
03:12
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийchoiceРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Это четвёртый FarCry запущенный (внизу подпись)
ChubaDuba
Активный пользователь
Активный
16.01.2025
11:35
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
https://rutube.ru/video/d231de50267e6243b5ecbc12b8cf8b53/
choice
Активный пользователь
Активный
16.01.2025
12:14
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийChubaDubaРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Если быть настоящим халявщиком, чистым, без принципов, то почему бы не пользоваться их наработками. С другой стороны, Debain and Arch подойдут очень большому количеству сильно разных пользователей с их разными запросами и пожеланиями. Искать что-то ещё могут только те, кто ищет что-то ещё или "с перламутровыми пуговицами". А ведь есть ещё BSD.
Minor748
Активный пользователь
Активный
16.01.2025
18:06
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийChubaDubaРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Сдаётся мне, это видео уже видел когда-то. Не настолько категоричен в плане отношения к этим, но как тут не вспомнить свой комментарий
https://pingvinus.ru/gallery/4792#c88635
letyn77
17.01.2025
19:06
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийChubaDubaРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
"клоун" какойто, ему только видео снимать.
Alexander707
Активный пользователь
Активный
20.01.2025
12:56
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийChubaDubaРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Знаю этого. Он не с рутуба изначально. С Ютьюба, а сам с Беларуси город Пинск. Ну для нуфагов он всё по полочкам рассказывал о Линуксе
origin
Активный пользователь
Активный
16.01.2025
11:49
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
therteenten
Вопросик...а на этом сайте идет тиринг и на других ???

https://www.1tv.ru/news/issue/2025-01-15/21:00#1

1-Сидел на Федора-КДЕ-41...работала система на отлично...но вот после последних двух обновлений пошел этот тиринг...Ужас !
2-Пробовал для теста установил дрова Нвидия
и снова установил систему с Нуля...без толку ! ))
3-Все системы до версии 41...таких фокусов не было ! ))
origin
Активный пользователь
Активный
16.01.2025
20:49
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийoriginРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Просто Инфо !

1-Тиринг появился Только на Хромиум... скаченный с дискавере !
2-На чистом Гугл Хром и на Лисе...тиринга НЕТ !
3-Ушел на EOS и на этой системе все работает Без фокусов ! ))
антГен
16.01.2025
11:53
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
на федоре идет драйвер 390 от нвидиа?
Minor748
Активный пользователь
Активный
16.01.2025
18:08
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийантГенРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
У меня установить не получилось
https://russianfedora.github.io/FAQ/hardware.html#nvidia
igorborisov
Активный пользователь
Активный
16.01.2025
18:30
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийантГенРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Ядро версии 6.5 и новее не совместимо с драйвером 390. Нужно ставить LTS ядро:

sudo dnf copr enable kwizart/kernel-longterm-6.1
sudo dnf install kernel-longterm
#перезагрузка с переключением на установленное ядро:
sudo reboot
xKDE
Активный пользователь
Активный
16.01.2025
12:23
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+4
войдите, чтобы ставить лайки
"меня вынесло с политики Canonical и агрессивного пропихивания Snap-пакетов в систему" поэтому сижу на RedHat!
Смешно это конечно! Смешнее только, если вместо Fedora был бы MS11.)))
А в целом, нужно искать альтернативу Linux, его уже не спасти)
alexal9
Активный пользователь
Активный
17.01.2025
14:25
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
...нужно искать альтернативу...

А чего ж такого поискать? Вот, накатил Haiku на kvm.
https://www.theregister.com/2025/01/09/testing_haiku_beta_5/
https://www.haiku-os.org/
Очень шустро, глаза не поспевают. Но приложений не особо много, хотя, кому как... От оформления пахнуло ранними 90-ми. Посмотрю, побалуюсь, а насчёт daily driver - не уверен...
xKDE
Активный пользователь
Активный
17.01.2025
14:49
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийalexal9Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Гайка клёвая!))) Но... Идейных нет, а монетизировать в нужном объеме не получается... Поэтому и dd под вопросом!
DrSheppard
Активный пользователь
Активный
21.01.2025
02:07
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Во-первых, почему Linux не спасти, во-вторых, альтернатива всегда была: Alpine, Void Musl, Chimera Linux более подробно можно посмотреть в https://github.com/firasuke/awesome/blob/main/README.md
xKDE
Активный пользователь
Активный
21.01.2025
03:38
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийDrSheppardРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Альтернатива?) Смешно))) Ядро уже "потеряно", там правит бал MS. Hurd не взлетел и вряд ли взлетит. Столмана задвинули. Linux/GNU в целом уже лёг под денежный каток. Единственный вариант спасти GNU перевести на свободную платформу. Но для этого нужны идейные люди. Но проблема в том, что даже если они найдутся, кроме них и ещё пары сочувствующих это никому не нужно... Все хотят игрулки и поддержку проприетари, красивого дизайна и чтоб не думать как и что делать!
choice
Активный пользователь
Активный
21.01.2025
11:22
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Всё правда и даже больше. Если подумать, то и Alpine, Void Musl, Chimera Linux - тоже игрульки, просто не совсем обычные и мало популярные.
DrSheppard
Активный пользователь
Активный
23.01.2025
21:48
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
> там правит бал MS
MS - это Microsoft? Если да, то что значит Microsoft правит бал? В коммитерах ядра нет компании Microsoft https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=61762
Может быть вы ошиблись?..
> urd не взлетел и вряд ли взлетит
Hurd не взлетит потому что оно технологически отсталое
> Единственный вариант спасти GNU перевести на свободную платформу
нет никакой свободной платформы и нет никаких GNU
GNU - это всего лишь набор утилит которые легко заменить
> Но для этого нужны идейные люди.
с идей давайте не кушать, а писать код?
> Но проблема в том, что даже если они найдутся, кроме них и ещё пары сочувствующих это никому не нужно...
кому нужна свободная (не совсем понятно от чего) ОС? сколько пользуются Hyperbola, Parabola?

вы прям какой-то алармист живущий в своих фантазиях
xKDE
Активный пользователь
Активный
24.01.2025
05:52
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийDrSheppardРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
1. В списке рассылок microsoft.com не фигурирует и им просто так дали платинового члена Linux Foundation?))) см. связанный 4 пункт.
2.Hurd технологически отстал потому как он начат 35 лет назад, это как иксы, только не вышедшие в релиз)))
3. и 4. Взаимосвязаны. Если Вы пишите код не за идею, а за деньги, то кто их даёт тот и диктует, что будет в итоге.
5. Посему всё это СПО превращается в шапито. Нет никакого "сообщества" хоть сколько-нибудь влияющего на результат. Бабло победило! Алармизм тут ни при чём!))
therteenten
Активный пользователь
Активный
Автор материала
Автор материала
27.01.2025
07:32
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Я согласен, что RedHat тоже не ангелы, но пропихивают они какие-то решения не так грубо, как Canonical. Сейчас, к сожалению, везде так. Linux уже давно на рельсах коммерческих компаний и теперь они диктуют путь дальнейшего развития, имхо. Хотя все же остались островки свободы, но...

Любая компания, вкладывающая в Linux свои силы делает ее лучше, но не без ложки дёгтя...

Это все имхо конечно
evgnor86
Активный пользователь
Активный
16.01.2025
16:36
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
dnf и dnf5 (ex-microdnf) - небо и земля. Пример того, как можно набыдлокодить на питоне.
xKDE
Активный пользователь
Активный
16.01.2025
16:44
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийevgnor86Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Только при чём тут питон?)))
UlyssesJJ
Активный пользователь
Активный
16.01.2025
17:48
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Python это показатель уровня программы и разработчиков. Он ужасен как язык для скриптования, потому что у него своя экосистема. И ужасен как язык для разработки, потому что интерпретируемый.
xKDE
Активный пользователь
Активный
17.01.2025
02:56
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийUlyssesJJРодительский комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
Yum написан на питоне, в dnf (4 и 5) от него избавляются. В 4ом вынесли только критичные низкоуровневые функции, а в 5ом уже почти всё, оставив только обратную совместимость. Или кто-то здесь может лучше?)))
UlyssesJJ
Активный пользователь
Активный
18.01.2025
14:10
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Это хорошо.
evgnor86
Активный пользователь
Активный
17.01.2025
05:15
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийUlyssesJJРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Абсолютно нет. Вы видимо плохо знакомы с языком и его инструментарием, раз так голословно заявляете.
UlyssesJJ
Активный пользователь
Активный
17.01.2025
21:57
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийevgnor86Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Как раз наоборот. Потому что я в достаточной степени ознакомлен с языком и его инструментарием, я так считаю. Тем более, что из того, что я сказал неправда? С огромным рантаймом в лице компилятора - да! Своя экосистема (pip install) - да, даже система сборки у него своя - да.
evgnor86
Активный пользователь
Активный
18.01.2025
07:20
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийUlyssesJJРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Вы заявляли, что Питон ужас как язык скриптования - я вам возразил. Что ужасного вы так и не написали. Зато могу привести вам с ходу несколько плюсов. 1. Из коробки отличный параллелизм, что в задачах опроса или отправки данных с/на кучу устройств/хостов, например, играет огромную роль. 2. Либы почти под все фантазии/задачи. 3. Синтаксис, после perl - сказка, нет долбанных ; как в js/c, и т.д. и т.п.

Я пищу на Питоне все, от скриптов автоматизации с вэб-мордой, до расчетов моделей в pandas, часто для наброски пользую jupyterlab, для крупных задач vscode, для правки "по месту" nano.

И чем установка либы из pip хуже установки либы из пакетного менеджера? Кстати либы Питона можно ставить прям с пакетника, а не pip, т.к. в arch (да и в других) все основные из них запакетированы - вопрос лишь свежести версий. Да и никто не мешает переносить либы вместе с zip-архивом, если целевая система изолирована от внешнего мира.
UlyssesJJ
Активный пользователь
Активный
18.01.2025
13:58
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийevgnor86Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Я тоже объяснил почему. Последний ваш абзац так же все объясняет. Все, что вы расписали удобно для разработчика. Но ложится тяжким бременем на мейнтейнеров и пользователей. Не очень удобно для одного скрипта на питоне поддерживать 100500 зависимостей, которые разработчик в него притащил, ведь это просто pip install. И конечному пользователю тоже не очень удобно держать все эти библиотеки и интерпретатор питона у себя в системе. Только разработчик у скрипта один, мейнтейнеров сто, пользователей десятки тысяч.
evgnor86
Активный пользователь
Активный
18.01.2025
14:42
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийUlyssesJJРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
:) что там поддерживать? Вы вообще пакеты хоть раз собирали? Ну или может с докером работали? Все уже придумано за нас и решается десятком строк конфига под целевую платформу.
UlyssesJJ
Активный пользователь
Активный
18.01.2025
17:52
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийevgnor86Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Докер и был придуман для решения проблемы dependency hell. Надеюсь, на этом обсуждение закончено.
evgnor86
Активный пользователь
Активный
19.01.2025
14:34
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийUlyssesJJРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Конечно, вам же не поддерживать потом "черный ящик" в виде бинарника без исходных кодов. Я это проходил. Теперь "точно и точка!".
DrSheppard
Активный пользователь
Активный
21.01.2025
02:13
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийUlyssesJJРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Nuitka никто не отменял.
UlyssesJJ
Активный пользователь
Активный
21.01.2025
21:58
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийDrSheppardРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Ничего не меняет.
igorborisov
Активный пользователь
Активный
16.01.2025
17:53
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
https://dzen.ru/a/ZV8_z5x4pwRSf1Cl?ysclid=m5zgakds8q476395974
evgnor86
Активный пользователь
Активный
17.01.2025
05:16
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийigorborisovРодительский комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
Статью писал такой же делитант в Питоне, как и комментатор выше =) Проблема не в языке, а в рукожопах на нем пишущих.
evgnor86
Активный пользователь
Активный
17.01.2025
05:14
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
dnf на нем написан рукожопами, а dnf5 переписали на Си
Mockingbird
Активный пользователь
Активный
17.01.2025
09:25
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийevgnor86Родительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Переписан теми же рукожопами, что писали dnf?
Gen5551
21.01.2025
19:26
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMockingbirdРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
ахахаха смешно, прикинь си шустрее питона, ага
DrSheppard
Активный пользователь
Активный
18.01.2025
03:35
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийevgnor86Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
dnf это не microdnf)

microdnf это отдельный пм для контейнеров с минимальным набором функциональности подобно tdnf от VMWare используемом в Azure Linux
evgnor86
Активный пользователь
Активный
18.01.2025
06:27
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийDrSheppardРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Во времена centos7, была альтернатива yum - microdnf, который потом и эвалюционировал до dnf5. Кстати оба проекта живы... Но хз кто-то пользуется щас microdnf?)
evgnor86
Активный пользователь
Активный
18.01.2025
08:19
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийDrSheppardРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
ну ок, если уже быть точнее, то dnf5 скорее развитие идей microdnf =)
UlyssesJJ
Активный пользователь
Активный
16.01.2025
17:46
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Скриншот очень объемный. Интересно читать. Думаю поможет тем пользователям, которые хотят перейти на Fedora.
Minor748
Активный пользователь
Активный
16.01.2025
20:22
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
>> Fedora после установки поставляется с более меньшим количеством пакетов
Я ставил fedora несколько месяцев назад обычным iso и net-установщиком, потому что в первом варинте много лишнего зачем-то … Хотя / занимал 7-8 ГБ всего-лишь. Но с сетевой установкой у меня вышла лажа и непонятки.

Как пользователь Gentoo based скажу насчёт скорости пакетников:
для меня вопрос оных не столь существенный — я вообще предпочитаю собирать, если есть такая возможность, нежели ставить готовые бинарники (-bin, видимо, фетиш такой у меня), что вряд ли идёт в сравнение с любым готовым.

По ходу чтения мне понравилось, чётко разделил на блоки тематические.
SilverSurfer
Активный пользователь
Активный
17.01.2025
02:55
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
+Автору спасибо.
Скриншот понравился.
Операционными системами описанными в скриншоте не пользовался объективно сказать ни чего не могу.
Добро пожаловать.
DrSheppard
Активный пользователь
Активный
17.01.2025
03:18
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Вижу очень много Flatpak приложений: Fragments, Cartridges, Terminator (если не ошибся), VLC

Посему вопрос: насколько удобно держать ещё один дистрибутив (а Flatpak, это скорее дистрибутив) по соседству?
Mockingbird
Активный пользователь
Активный
17.01.2025
09:41
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийDrSheppardРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Не так удобно как с нативными приложениями, но жить можно.
Костыли как они есть...

Правда существуют целые дистрибутивы которые построенные на использовании контейнеров и Flatpak приложений, а значит это кому-то нравится...
Aurora - KDE редакция, bluefin - Gnome. версия
https://universal-blue.org/
DrSheppard
Активный пользователь
Активный
18.01.2025
03:36
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMockingbirdРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
~/.var/ и /var/ по-прежнему дублируют друг друга?
csphilimonov
Активный пользователь
Активный
27.01.2025
18:49
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMockingbirdРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Если я правильно понял и помню, openSUSE в будущем выпуске Leap собираются подхватить эту эстафету.
therteenten
Активный пользователь
Активный
Автор материала
Автор материала
27.01.2025
19:54
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийcsphilimonovРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Да, готовится Leap Micro с новым установщиком Agama.
therteenten
Активный пользователь
Активный
Автор материала
Автор материала
27.01.2025
07:19
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийDrSheppardРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Скажу честно, я перешел на Fedora Silverblue. Чуть позже напишу и о нем. Там вообще почти все в Flatpak. Жить не мешает и есть четкое разделение на систему и прикладное ПО. Отдельно обновляется система, отдельно ПО.
alexal9
Активный пользователь
Активный
17.01.2025
12:58
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
...Офис — в браузере Google Docs...
Вот и я подумал: зачем мне колоссальный офисный пакет, типа Libre, если я из него использую только текстовый редактор, да и то, раз в квартал - комп ведь домашний. И при недавнем своём переходе с Ubuntu 22.04 на 24.04 тоже решил обратиться к GoogleDocs. Ubuntu, кстати, Unity, которую автор называет "почившим... возрожденный труп". А по мне, вполне себе ничего, нравится и работает.
...у DNF очень медленная скорость работы...
Про dnf5 выше уже писали. А по поводу zypper в сравнении с dnf - zypper, к сожалению, не умеет параллельно скачивать, а так, да, быстрый.
therteenten
Активный пользователь
Активный
Автор материала
Автор материала
27.01.2025
16:09
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийalexal9Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
При воспоминаниях о Unity в моем сердце много тепла. Это первый рабочий стол, что я узрел при знакомстве с Linux. Там было все что нужно для новичка. Я сожалею о том, что Canonical забросили разработку окружения. Почившим же я его считаю из-за сугубо личных ощущений. Это не та Unity, которую я помню. На самом деле это не так, просто ностальгия так работает. В душе своей я похоронил это окружение и какие-либо попытки сторонними разработчиками вернуть ее к жизни серьёзно мною не воспринимаются. Это не объективно - это субъективно. То же самое касается Ubuntu Touch (ее я ставил на смарт ради "поглядели", но и ее вскоре забросили). А так да, DE живет и развивается, но "раньше трава была зеленее". Имхо.
DrSheppard
Активный пользователь
Активный
19.01.2025
13:22
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Что касается медленности dnf то тут я скорее не согласен. Дело в том что в конфигурационном файле по умолчанию стоит только 3 параллельные загрузки. При большом обновлении скачиваются маленькие пакеты только в 1 поток потому что 2 остальных занимают самые крупные

При скорости в 500 МБ/с (по тарифу, по факту около 400-450), и при постоянном обновлении Mesa (использую git версию) использую

max_parallel_downloads=12
netware
19.01.2025
16:09
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Приятный стиль изложения и достаточно интересный материал. Спасибо.
choice
Активный пользователь
Активный
19.01.2025
21:23
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Что касается соображения о медленности dnf из-за малого количества потоков, то тут я не согласен. Сравниваю работу в RED OS, в ROSA (их репозитории рядом) и в Fedora (дальше). Разницу почти не уловить, 3 потока или 12. Просто ширина канала или лимит на скорость отдачи распределяется на 3 потока или на 12. Вообще, при канале 100Мбит/с загрузка типичного обновления в 300-400МБ или даже крупного в 1,2ГБ много времени не занимает. При большом количестве пакетов некоторый выигрыш будет, но не существенный. И почти не важно, на чём написана утилита, когда она делает сетевой запрос и получает ответ, хотя при большом их количестве может и набежит какая-то разница.
Почему же ворчат на dnf? Просто он хочет предложить много чего интересного и удобного, а для этого, после каждого действия, а нередко и перед, он обновляет данные, индексирует, обрабатывает их и готовит к удобному представлению. Ещё остаются алгоритмы на Питоне, а данных много, предложить хочется много - это основная причина неторопливости. В ROSA я отключил репы i686 и взаимодействие с dnf стало проходить веселее. В RED все пакеты в одной куче, не отделить, задумчивость выше. В репах Fedora просто больше пакетов, т.е. больше данных. А ведь львиная доля возможностей dnf редко используется, домашними пользователями уж точно. Всё изменится в лучшую сторону с переходом на компилируемый язык, с оптимизацией алгоритмов, а то и отказе от некоторых обработок. Всё это уже происходит.
zxd
21.01.2025
22:22
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
8gb оперативки хватит чтобы нормально пользоваться Gnome?
Gen5551
21.01.2025
22:34
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийzxdРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Смотря как будете использовать но как по мне, с 8гб, с механизмом zram будет вполне достаточно
therteenten
Активный пользователь
Активный
Автор материала
Автор материала
27.01.2025
07:27
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Честно говоря, я даже забыл, что оставлял здесь скриншот. Приятно, что вы оценили его и оставили свои комментарии.
tolmak
04.02.2025
09:51
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
за топик спасибо. интересно было почитать.
тоже неоднократно думал перейти на федору,но никак не могу смириться сразу с тремя факторами:
1. гном - как бы не старался,не могу его принять ни в какой форме. что угодно,но не гном
2. после аура ощущение такое,будто для федоры нет софта,вообще)))
3. dnf - автор малость лукавит все-таки. тогда,когда обновление в пакмане выполняется за пару минут,днф может застрять на часы. я не обновляю систему каждый день,но если для обновления софта приходится оставлять пк на ночь обновляться - ну это извините...
вот по этим причинам и некоторых мелочей мне приятнее оставаться на манджаре. там все так же быстро и просто - из коробки.
Minor748
Активный пользователь
Активный
04.02.2025
17:21
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийtolmakРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
1 Больше разных ДЕ только у Арч
https://fedoraproject.org/spins/
2 Для Федора тоже нужно качать с сайтов разработчиков, потому rpm пакеты часто формируются отдельно для этого дистрибутива. Ещё стоит заглядывать на эти два ресурса (да, тоже качать ручками через браузер, а не через терминал, введя в поиске название пакета)
https://repology.org/projects/
https://pkgs.org/
3 Солидарен, я Арч предпочту пока что
therteenten
Активный пользователь
Активный
Автор материала
Автор материала
04.02.2025
18:26
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийtolmakРодительский комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
Насчет 3:

> Pacman. DNF прост, удобен и свои функции выполняет, но он тупо не такой резвый, как Pacman. Это не сильный минус. С этим можно просто смириться.

Да, наверное, я лукавил, когда сказал, что это не сильный минус. ПМ свою задачу выполняет, но я не отрицаю того, что пакман вне конкуренции, если сравнивать с федорой. А так солидарен.

Ах да, всю ночь обновлять у вас 120кб/с? При хорошем интернете обновы днф качает нормально.

Насчет манжары скажу, что дистрибутив мне нравится и комьюнити у них очень хорошее и дружелюбное, но что-то не срослось. Ах да, не могу не упомянуть mhwd или как он назывался (последний раз Санжару юзал лет 5 назад). Mhwd просто в один клик детектит и ставит нужные драйвера. Это просто кайф.
imbios
Активный пользователь
Активный
04.02.2025
17:54
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
"2. после аура ощущение такое,будто для федоры нет софта,вообще)))"

RPM Fusion — это наверное самый популярный сторонний репозиторий для Fedora. В него входят пакеты, которые по каким-либо причинам нельзя распространять в основном (защищённые патентами кодеки, проприетарные драйверы видеокарт и т.д.).
Minor748
Активный пользователь
Активный
04.02.2025
18:00
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийimbiosРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
https://pingvinus.ru/note/fedora-post-install-setup
FlayOne
13.02.2025
04:50
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Подскажите пожалуйста, что у вас за набор иконок в доке?
Mockingbird
Активный пользователь
Активный
13.02.2025
09:47
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийFlayOneРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
>> Подскажите пожалуйста, что у вас за набор иконок в доке?
В информации о системе указано, что «Icons: Papirus».
https://github.com/PapirusDevelopmentTeam/papirus-icon-theme/

Написать комментарий

Ваше имя:
Текст комментария:
  • Уважать других.
  • Не ругаться.
  • Без оскорблений.
  • Без грубости.
  • Не переходить на личности.
  • Писать на русском языке.
  • Без политики.
  • Без флуда.
Правила