Зарекался кувшин по воду ходить. Вроде бы что делать на маленьком ноутбуке по кличке Малыш (Acer-AOA722) на работе когда нет рабочей загрузки? Смотреть кино да слушать музыку. Ну ещё какие-нибудь мелочи. Но не так же, чтоб занять весь ssd на 120 Гб! А вот у меня получилось.
Посмотрел, что можно удалить. Немного удалил, остальное жалко.
Что делать? Установить ещё более жёсткий диск. На 250 Гб. Благо в хозяйстве есть. Вторым не поставить — некуда в маленьком нетбуке. Значит надо менять. И переустанавливать систему. Которую изначально уже совсем не хотел трогать, ибо работает нормально, всё нужное мне (а я весьма нетребовательный юзер) выполняет, и вообще я поклонник дебиана. Но как устоять перед искушением: а вдруг что-нибудь ещё будет работать?
Железо старое и очень слабое — отличный полигон для новых систем. Я уже знаю, что debian с icewm работает неспешно. Тот же дебиан с MATE, как ни странно, нельзя сказать, чтоб медленнее. Что бы такого попробовать? Из новенького. Вот шестую плазму я ни разу не видел. Где она у нас есть? В Манжаро? Отлично! Да будет манжаро. И стало манжаро.
Первое впечатление: надо же — работает! Конечно, медленнее, чем дебиан с icewm, но chromium открывает, telegram включает, mpv видео показывает, audacious музыку играет, gimp картинки редактирует (впрочем, всё вышеперечисленное в дистрибутив не входит, пришлось доустанавливать). Ну не всё одновременно, конечно, но чего вы хотите от такой мелюзги? Да нет же, первое впечатление совсем не про то.
Нас ведь встречает рабочий стол Плазма шесть! Ну так и что же такое эта ваша плазма шесть? Да в общем то же самое, что пять. Только шесть. Какой-то радикальной разницы не обнаружил. Кое-какие приятные мелочи вроде дополнительного пункта в меню долфина « копировать/переместить в другую панель». Из неприятного разве что: в магазине рамок окон нет больше моей любимой light aurorae, остались только неотличимые для моего глаза плоские темы, из которых 90% чёрные. Но я когда-то пользовался пятой плазмой и дома в загашнике у меня осталась моя любимая тема. И сюда она подошла. Ставлю плюсик.
Второй плюсик — хотел написать « неожиданная лёгкость» (да и написал на самом деле), но правильнее будет « отсутствие ожидаемой тяжести». То есть конечно среда тяжела для такой техники, но во-первых для неё всё тяжело, даже icewm, а во-вторых, я ожидал проявления куда большей тяжести. Разве только файрфокс прямо совсем плох (таки где он хорош?), остальное пусть где-то на нижнем уровне комфорта, но не настолько, чтобы в негодовании хряснуть ноутбуком об пол. Ну секунд десять лишних подождать. Так я ж никуда не тороплюсь.
По умолчанию открывается сессия X11. В ней настраивал внешний вид и всё остальное. Потом переключился на wayland. Всё то же самое, только панель задач не всегда отрисовывает миниатюрки открытых приложений, часто только окошки со значками. Кстати, сама панель задач неудобная: значки невозможно закрепить на панели жёстко: при открытии любого приложения они тасуются. Это единственное, что реально раздражает. И ещё показалось, что картинка при воспроизведении видео в вэйланде немного чётче, чем в сеансе иксов. И отключение эффектов рабочего стола практически не повлияло на быстродействие системы. Поэтому подумал и включил их обратно, пусть бесплатно крутятся.
Всё остальное достойно похвалы: настройки не слетают (как бывало на пятой плазме в дебиане), управление яркостью и громкостью работает, второй монитор — пожалуйста, даже со звуком, всё подхватывается на лету.
Вообще плазма, наверное, впервые показалась мне наконец-то цельным и, как сейчас говорят, сбалансированным продуктом. Всё, что можно настроить, настраивается, настройки гибкие и логичные, всё настроенное работает, и функциональность нативных приложений радует в сравнении с GTK-аналогами. Okular прямо-таки очаровал. Оказалось, в нём можно электронные книги читать, и выглядит это, по-моему, лучше, чем foliate или calibre, которые именно для них создавались. И хорош просмотрщик изображений gwenview. Впрочем, это кажется единственные приложения KDE, которыми я здесь пользуюсь.
Только три недостатка нашёл я, и все не про плазму, а два собственно про манжаро, а третий про вэйланд, вернее про совместимость с ним любимого видеоплеера mpv.
Первый — в манжаро нет моего любимого chromium-shell'а, браузера облегчённого до предела, так, что сёрфинг в интернете даже на таком слабеньком аппарате не напрягает. Он, насколько я знаю, вообще есть только в дебиане.
Второй недостаток — неработающий аутлайн. Сначала я было обрадовался тому, что тут можно прямо из пакмана загрузить, и не надо качать аппимедж с сайта. Но оказалось, что тот самый из пакмана невозможно запустить. Я долго курил интернет, но какого-то вменяемого способа заставить его запуститься не нашёл, всё какая-то заумь и без гарантии, что сработает. Потом попробовал старый аппимедж, доставшийся в наследство от дебиана. Вывод консоли выругался, что нет файла /bin/shasum. Я проверил — действительно нет. Есть всякие sha1sum, sha256sum и подобные, но они не знают параметра -a, поэтому симлинки на них тоже неработоспособны. Тогда я решился на совершенно неджентльменский поступок. Дело в том, что дебиан я всё-таки поставил сюда второй системой. А в нём этот файл есть. И я тупо скопировал его из дебиана в манжаро. И аппимедж заработал! А вот флатпаку из магазина и это не помогло. Рекомендовать этот способ не буду, ибо не truъ-linux-way, просто отмечу, что он работает.
И про wayland и mpv: прописанные в файле mpv.conf параметры окна (поверх всего и на всех рабочих столах) здесь не работают, приходится их вручную выставлять в меню окна, что в плазме не очень удобно. В сеансе X11 установки окна работают корректно. Может быть, и для вэйланда можно как-то прописать, но я пока не нашёл нужной информации.
Резюме: для использования на старой слабой технике потребуется терпение: всё работает, но медленно. Читать телеграм и пингвинуса, писать коротенькие тексты, производить несложные манипуляции с медиафайлами и изображениями вполне можно, если никуда не торопиться.
Ну и возможно, это не последний мой эксперимент на этой машине. В дуалбуте поставил (на всякий случай) LMDE, а это такой дебиан, утяжелённый cinnamon'ом. И хоть cinnamon я не люблю, но почему бы не попробовать чисто из любопытства? Дойдут руки — попробую.
Комментарии
10:41
Прикольно получилось, понравилось.
Интересный экспириенс.
Буду следить за "опытами". У самого был "721-ый", который стырили "заезжие гастролёры" пару лет назад. ... И "сёрфинг" на нём из летней кухни получался и "эксперименты" он терпел!..
20:02
11:35
Попробуйте связку SSD+Win7+Supermium. Для такой машинки имхо наилучший вариант.
19:57
11:36
20:00
12:10
12:15
1-А часто летят Обновы...каждый день...или ???
2-Плиз...ссылку на образ системы и с какого сайта скачал ЭТОТ Образ !
12:32
https://pingvinus.ru/gallery/5164
2. Скачивать лучше с официального сайта, потом обновить.
13:19
1-Да я скачивал много раз с Оф.сайта...ставилась нормально...НО...
после перезагрузки...Черный Экран и Курсор...но таких фокусов раньше не было ! Причину таких фокусов так и не понял.
2-Взял у Одиноких старую версию и проверил на своем Пк...норма ! ))
20:02
Образ официальный.
22:14
Да...согласен...но ставил не себе а другим Юзерам...Одиноким ! ))
22:35
Ну что за собачий новояз? А нельзя по-русски изъясняться?
23:44
00:57
https://pingvinus.ru/gallery/5204#c105259
01:07
https://pingvinus.ru/gallery/5251#c108466
01:20
13:28
Дочке покупал подобный - только там проц был - аналог i3
Памяти ОЗУ до 6 гб подкинул . Надо еще разобрать взглянуть - там вроде бывает слот для M.2
Машинка хорошая
20:03
23:17
Почитал тут - до 8 гб ОЗУ можно воткнуть
___https://www.jdhodges.com/blog/upgrading-memory-acer-aspire-one-a0722-4gb-hdd/
А в правый слот (если есть) который для 3G модема - туда можно второй хард ССД ,но надо старого типа М.2
__https://www.jdhodges.com/wp-content/uploads/2011/10/PA170245-Custom.jpg
23:43
13:47
20:04
05:45
>> "для неё всё тяжело, даже icewm"
>> "Интерфейс летает."
Какое из высказываний верное?)))
08:02
Это ответ на комментарий «IceWM должен без вопросов к интерфейсу летать! Да и xfce тоже. Прикладное, конечно, уже со скрипом.» Что должно летать в интерфейсе в принципе, если он нужен только для открытия прикладного? Ну рабочие столы переключаются мгновенно. А прикладное всё медленно, независимо от того, какой интерфейс. В icewm и mate побыстрее, в плазме помедленнее.
14:00
.
ещё более жёсткий диск
мелюзга
truъ-linux-way
на работе нет рабочей нагрузки ... (мечта)
Okular очаровал (интересно смотрятся рядом)
дебиан я всё-таки поставил второй системой (+, хотя оказался LMDE)
.
Как тут подписаться на понравившегося автора? :-)
14:07
((
Что ж мы такие раздражительные?..
15:32
Странно, мне очень понравился обзор! А эти места особенно.
22:36
Однозначно.
И это не в первый раз уже...
22:50
11:57
12:43
В субботу баня ,женщины и к НГ как новые 5 рублей )))
13:25
"Заметьте, не я это предложил!" ©
20:04
22:36
20:19
Попробуйте Anti-X, дистрибутив он основан на дэбиан стэбле. Для старых и маломощных компьютеров. Может быть окажется пошустрее. Информации о Де на сайте дистрибутива не нашел. Но есть образа 32 битные, для совсем старых компов. Возможно получится интересное путешествие. Я ставил его на современный комп почемуто обнаружился жор памяти точно не помню, больше 16 гб памяти занял, или неофитч неверную информацию отобразил. Вообще на сайте написаны оочень скромные системные требования. Рекомендую, может быть получится интересный скриншот, тем более у вас есть старенький компьютер.
20:23
21:21
21:50
+
"фишка" антикса в нон-системД, в остальном - обычный дебиан предпочтительнее
22:38
Многие (и я в т.ч.) смотрят в сторону Антикса. Но ... тут Арч, понимаешь, а мимо него я не могу пройти просто так!..
...
Но руку на пульсе держу.
01:12
08:03
18:37
Категорически согласен.
14:32
P.S. Да и плазма 6 на небольших мониторах по своему личному опыту могу сказать - не подходит. Уже говорил еще раз повторюсь: Plasma 6 и последний крайний Deepin Linux с DDE имеют много общего и всех тормозов и глюков тоже на небольших экранах обилие настроек что у DDE, что у Plasma 6 выбешивает - нужно работать мышью и быстро, а с тачпадом трудно пальцами возить настраивать долго.
14:49
У меня на "721-ом" он и стоял. И вполне себя удовлетворительно чувствовал. - Не самолёт, но хорошее такое Жигули!..
Время от времени сносил его экспериментов ради, но всегда накатывал обратно.
16:55
Глюков в шестой плазме не наблюдаю вообще никаких за три недели пользования. DDE никогда в глаза не видел, не знаю, что там может глючить.
С настройками плазмы тоже никогда проблем не имел: всё собрано в одном месте и достаточно гибко и просто. Хотя я не особо требователен.
Бодхи мне не нравится, чисто эстетическое неприятие.
17:51
А самое бесячее даже в Plasma 6 из визуала: слетает оформление курсора, точнее на рабочем столе курсор бризовский, в окне браузера GTK-стиль курсора. Курсор глобально не схватывает на лету ту тему, какую пользователь выбрал.
18:14
С курсорами есть проблема в пятой плазме. Здесь у меня из gtk стоит только гимп, с ним курсор в порядке. Мало данных, проверить не могу.
19:44
Одно время разработчики даже писали письмо, что бы не "ломали" их программы разными темами. =)
https://www.linux.org.ru/news/linux-general/15013612/page9
18:00
Вот о чём и речь - мало ПО юзабельное, хотя от KDE хорошие уличные (стрит мэпс) карты Marble
'-кто были те две девушки?
-да так...какие-то марблс...' :) фильм "С широко закрытыми глазами"
И тонкая настройка тем оформления qt Kvantum.
А косяки долфин и дискавер вообще молчу - точнее их недоработки до уровня Nemo и Nautilus, после немо и наутилус долфин ОЧЕНЬ НЕПРИВЫЧНЫЙ, имхо.
18:20
18:49
Ну да.
19:04
19:08
19:30
Нет, разработчик Pedram Pourang, a.k.a. Tsu Jan
https://github.com/tsujan/Kvantum/tree/master/Kvantum
KDE приложения можно найти здесь.
https://apps.kde.org/
19:37
19:39
19:09
19:34
Это всё мелочи, но именно из-за этих "мелочей" мне не подходит KDE, а не потому, что я "насмотрелся в ютубе хейтеров кде", нет. Я опираюсь на своё имхо.
19:41
17:29
КДЕ у меня и на буках и на телеках очень неплохо выглядит и при том все удобно.
18:05
А это упущение, а еще дистрохопщик!!!
18:20
14:53
15:01
15:46
Xfce и дистриб на минималках - хоть тот же Дебиан . Накатить без пакетов - потом ставить нужное .
"У Debian 12 системные требования невысоки как и у многих других дистрибутивов Linux. Для обеспечения минимальных требований достаточно 256 МБ ОЗУ и 4 ГБ памяти на жестком диске. Рекомендуемые системные требования увеличивают количество оперативной памяти до 512 МБ.
С пакетом приложений данная ОС требует минимум 10 ГБ на жестком диске и 1ГБ ОЗУ."
16:25
16:30
Помню как запускал Debian 11 с Cinnamon на.... Intel D410. Работало вполне нормально, даже несмотря на одно ядро.
18:43
За повествование, несомненно, плюс. Впрочем, как и всегда.
2. Касательно "совершенно неджентльменского поступка".
Делал также как минимум четырежды.
Не знал, что это так называется.
Теперь знаю.
Однако при необходимости продолжу так поступать, ибо:
а) метод сей кажется мне практичным;
б) почему нет, когда да;
в) джентльменом себя не считаю.
3. За кувшин отдельный плюс.
19:25
Таки да!
10:08
По поводу полетов как то мне не сильно верится тоже потому что я помню запускал лично плазму на подобном устройстве и там были безумные проблемы и артефакты с OpenGL эффектами которые нечем было ускорять аппаратно. Единственное на каком нибудь чипе G40 оно еще возможно запустится хотя и там лучше что то попроще ставить или дискретку ибо эти мучения чипсета она ни к чему.
18:20
Это как раз мой случай. Покупать ноутбук с хорошим железом, чтобы он лежал в ящике стола на работе, а мне с него раз в несколько дней ходить в телеграм по медленному мобильному интернету, слушать музыку и иногда смотреть видео — бестолковая трата денег. Этот мне достался по цене 120-гигового накопителя. Да, на нём ничего не летает, но и цели такой не было: мои требования к нему изложены выше.
11:00
Смартфон с этим функцианалом не справлялся?
P.S. Одно время 8 дюймовый планшет использовал как телефон. (Xperia Z3 Tablet Compact + гарнитура Sb h52)
12:44
Смартофон это костыль ,чтоб куданить брякнуть )) Ни почитать, но ОС изучить.
Ноут небольшой 10- 12 дюймов с хорошим процем и возможностью апгрейда . Тут только Тчинкпады 10- летние искать. Я так пару штук по 10 тыс и купил ))
12:57
13:40
Смартфон, это то, что уже есть и лежит в кармане...
>> Ноут небольшой 10- 12 дюймов с хорошим процем и возможностью апгрейда
А это нужно ещё умудриться найти, так еще и купить.
16:10
Конечно есть! Только в кармане не ношу - мешает )))
https://postimg.cc/qgL0fHZ4
16:25
Есть ведь норальные решения
https://postimg.cc/qtL39y33
17:11
А! Радиотелефон такой тоже есть) Но и он же к линии подключен - далеко не унесешь.
А вот мобильным не пользуюсь . Зачем ? Другу звонишь в понедельник - "В пятницу в 19-00 жду на шашлык!" И всё - зачем по ушам ездить всю неделю? )))
11:28
12:25
12:27
Люблю, когда есть полноценная клавиатура и экран.
13:14
Эм, нетбук это предоставляет?)
Я бы выбрал какойнибудь портативный монитор, и блютуз клавиатуру по бюджету. По одной причине, этот комплект потом можно использовать не только на работе но и дома или в поездке, как в месте так и раздельно.
Mucai 11.6" N116A и Keyron Apus в пределах 4 тыс. и при подключении к смартфону даёт такой же эффект как нетбук, да выходит дороже 120-гигового накопителя, но нет такой жесткой привязки к железу...
13:32
13:42
19:06
Но вот беда, официальных образов iso с Deepin DE у Manjaro нет. Был вроде какой разработчик, коий вёл (вроде сейчас перестал работать над проектом) Manjaro Linux c оболочкой Deepin DE. Ребята, ну вот нравится это китайское гхм... поделие, но где взять новейший iso Manjaro с последним Deepin DE 23?
Отсылок на GitHub не надо, там этот ISO (последняя версия образа с Deepin DE 23) разбит и очень коряво залит -- невозможно распаковать и пользоваться.
Конечно можно поставить чисто Manjaro Linux с моим фаворитом Cinnamon или с чем нибудь попроще например LXDE, и потом накатить через консоль новое DE, просто пальцами тыкая в клавиатуру. Но я хочу именно образ ISO -- так как я ставлю свои Linux'ы на внешний носитель и юзаю их таким образом. Мне удобно и вкусно и мороки никакой.
Не хочу ставить на внутренний SSDтак как Windows 11 потом переустанавливать надо и опять эта ужасная морока с драйверами. Дебильная надпись про активации, опять поиски ключей и т.п.
А мне нужно просто поставить на внешний накопитель, Ventoy. И если надо, спокойно грузиться с внешнего, а при необходимости использования Win.11 не париться и запускать её.
19:53
На сайте deepin написано, что он есть в Arch, openSUSE, Ubuntu, Fedora and Manjaro. Из них в виде iso найден только в Ubuntu
https://ubuntudde.com/download/
21:18
Ubuntu? Не-а, точно нет. Да там классный менеджер пакетов, спору нет -- sudo apt get... Всё человечно и понятно. В сравнении с тем же Manjaro (там какие-то заклинания). Но всякий раз переустанавливать систему при обновлении? Rolling релиз удобнее.
21:23
Это такая болезнь или инициализация Линуксоида? )
>> официальных образов iso с Deepin DE у Manjaro нет
Если их нет, но они нужны, тогда приходится делать самому.
>> Отсылок на GitHub не надо, там этот ISO (последняя версия образа с Deepin DE 23) разбит и очень коряво залит -- невозможно распаковать и пользоваться.
Образ этот распаковывается спокойно, нужно выбрать manjaro-deepin-24.1.0-241005-linux66.iso.zip к распаковке, справится даже штатный проводник Windows 11, единственное, лучше указать свой путь и имя для распакованного iso-файла.
https://postimg.cc/FkXnChnk
>> Не хочу ставить на внутренний SSDтак как Windows 11 потом переустанавливать надо и опять эта ужасная морока с драйверами.
Морока с драйверами? Windows 11 сама их скачивает при наличии интернета. Единственно, драйвер на сеть и видеокарту лучше заранее скачать. Некоторые периферийные устройства перестали поставлять свои драйвера через сайт производителя, так как они уже есть в составе Windows (проверенно на внешней звуковой карте и веб-камере).
Ardor Gaming, если у него база Clevo или Tongfang, лучше выбирать Ubuntu/Arch Base дистрибутивы.
09:59
Это такая болезнь или инициализация Линуксоида?
Это скорее тихая ненависть к закрытости. Так же как и iOS. На Linux я могу вполне жить а не выживать. А окна оставить на случай необходимости работать с чем-то специфическим -- какой-нибудь софт только для этой ОС.
21:21
Их кто-то из сообщества вёл, но не само сообщество. Вроде так. Сейчас этот разработчик будто прекратил эту работу.
21:22
21:30
Всё клеится и запускается, даже предлагается обновиться при запуске в Live-режиме, единственно, мне это поделие в компьютере не нужно, поэтому установку до конца не проверял.
https://postimg.cc/LJzPp2X3