- Debian 13
Debian GNU/Linux 13 "trixie"
KDE Plasma 6 на X11
ThinkPad X230i
Как можно заметить в наличии есть внешний монитор, что весьма приятно.
Краткая сводка по использованию
- Веб-разработка на Java (Sping Boot, в прошлом Jakarta EE)
- Десктоп-разработка (преим. TUI, OpenGL) на C++
- Embedded-разработка (AVR, STM32, ESP32, больше как хобби) на C/C++
- Обработка фотографий (в большинстве своем мемы и стикеры)
- Цифровая живопись сомнительного качества
- Редкая работа с аудио и партитурами
- Работа с видео
Впечатления
Debian
Debian, как всегда, радует — пакетов много, их качество хорошее, работает все как часы. Для сравнения, в EPEL для RHEL 9 лежит экспериментальная версия GIMP, а на openSUSE в kdenlive из коробки не завелся H264.
Расстраивает, что система больше не имеет i386 релиза, по крайней мере, я такового не нашел. Весьма как по мне сомнительный тренд. Скоро, судя по всему, для таких машинок останется только LFS да BSD. Благо не убрали нормальную поддержку multilib и все еще можно поставить i386 пакеты.
KDE
Я, скажу честно, не фанат KDE. Всегда любил больше GNOME и MATE, но к тому в каком направлении движется GTK, есть вопросы — надоело смотреть, как драгоценные пиксели съедаются кусками интерфейса, которые объективно могут быть в 2-4 раза меньше, а насчет тем я вовсе молчу.
Из плюсов хочется отметить относительную легковесность — GNOME постоянно раскручивал кулера ноутбука даже в простое, на KDE такого не наблюдается. Радует однородность рабочего окружения — раньше обычно хвалил за это GNOME, но сейчас там с этим грустно, а в KDE со стандартным Breeze я пока не замечал, чтобы что-то как-то сильно выделялось.
Минусы
Из минусов лично для себя могу отметить пару вещей. Самое надоедливое это невозможность синхронизации контактов и календаря со смартфонами Nokia на Symbian. Чуть менее раздражающее — из репозиториев убрали gtkpod, так что теперь приложения, которое было бы только для синхронизации музыки с iPod, нет, приходится тащить Amarok.
Wine
Wine, на удивление, не капризничал. Все нужные программы (AVR Studio 4, Proteus) встали и заработали без проблем. Раньше приходилось пользоваться PlayOnLinux и подобными, чтобы без головной боли что-либо поставить, сейчас же все гораздо лучше, что радует. Но хотелось бы, конечно, чтобы нужды в Wine не было вообще, но к сожалению, образовательная система не признает существование чего-либо отличного от Windows XP.
Программы
- Firefox
- Thunderbird
- KeePassXC
- Telegram Desktop
- Signal Desktop
- Eclipse for Enterprise Java
- Qt Creator
- Kate
- SimulIDE
- minicom
- GIMP
- Krita
- Inkscape
- kdenlive
- Audacity
- MuseScore
- Amarok
- QMMP
- Dragon Player
- LibreOffice
- TeXstudio










Комментарии
10:14
А так скрин зачетный и труд не напрасный.
Плюсанул от души!
12:53
17:09
Ну, это я взял из своих 90-ых... в смысле баротравма сильнее, согласно нагрузкам... :)))
10:47
>>с панелькой слева
В KDE можно настроить автоматическое скрытие панели (Dodge Windows / избегание окон), и нет нужды размещать их вертикально. Но если вам так удобнее...
пример до
https://ibb.co/CshPjwz3
после
https://ibb.co/PzGQggbr
>>как драгоценные пиксели съедаются кусками интерфейса, которые объективно могут быть в 2-4 раза меньше
Не всё так страшно, запускал Gnome и любовался на него на следующих устройствах: планшет 11,6" 3К, мониторе 27" 2K и ноутбуках 13" Full HD и 15,6" 2K. Там он вполне прилично выглядит, без нужды лезть в масштабирование.
11:38
Знаю, большой фанат таких вещей был раньше, когда моник был квадратный. На 4:3 или 3:2 это имеет смысл. На 16:9 избыток горизонтального пространства, плюс иметь панель всегда на глазах банально удобнее
>>Не всё так страшно, запускал Gnome и любовался на него на следующих устройствах: планшет 11,6" 3К, мониторе 27" 2K и ноутбуках 13" Full HD и 15,6" 2K. Там он вполне прилично выглядит, без нужды лезть в масштабирование.
На 1366x786 16:9 12.5" пародии на экран, которую поставили в мой ноут, буквально процентов 15-20 вертикального пространства, которого и так мало, съедается :(
12:59
И по-умолчанию панель, прикинь - не видна - чтобы ее увидеть - надо супер нажать. Раньше наоборот, плагинами настраивал, чтобы она появлялась при приближении курсора к нижней границе экрана - но убрал - в гном не дураки интерфейс дизайнят - реально удобно.
П.С. Через плагин расширенные настройки гном можно настраивать размер иконок и панели.
12:28
12:53
https://postimg.cc/n9KGpdBL
12:57
15:32
Четверг
Сегодня пробовал левой . Немного необычно!
Пятница
Сегодня был с женщиной . Ничего особенного - так же ,как левой."
:-D
17:00
06:34
осталось сверху и с низу, но это уже ...
17:11
Ну, потому что все остальные "места" так или иначе заняты.
Он - даже в Гноме слева. Так что это есть оптимально.
22:52
12:59
13:02
20:03
13:01
20:56
Вот и тут: "в наличии есть внешний монитор, что весьма приятно", а если мы посмотрим на этот монитор, то не поймём, что в нём приятного, разве что в сравнении со штатным.
А участник Rom, очевидно, ещё не рассмотрел картинку, а то бы он уже сказал, что там подключено, а если ещё рассмотрит модель процессора ... лучше не комментировать.
Жму "мне нравится" находясь в Debian Sid.
21:10
22:10
22:24
23:01
06:59
10:23
Cairo ... красиво,умно - прячется при перекрытии.
https://postimg.cc/qhZj1FFY
11:04
12:14
А насчет глючности - ну с твоим опытом правки кривых конфигов mpv, fastfetch и прочего рача - дело пары ночей ))
14:03
А конфиги ковырять — нет, это не ко мне и по не моей части.
15:45
Ах,нестандартный ты наш.. Вот отсюда и все проблемы !
Если у меня куй к бабе подходит идеально,то зачем я его в розетку 500 вольт пихать буду ? О_о
Экспериментируйте без меня :-D
Всё бесплатное ПО такое . Делают ,чтоб на более-менее обычное подходило .
А с теликами и 3 экранами для гиков ,то уж для того Винда есть - там что хош настрочат за ваши деньги ))
14:26
08:23
Обратил внимание на фразу: "Debian, как всегда, радует — пакетов много, их качество хорошее..." А совсем недавно было: "Вот, что в Fedora хорошо - это высокое качество пакетов."
Что хотелось сказать выражением "качество пакетов"? В Debian и Fedora хорошие сопровождающие? А может, что в Debian пакеты лучше, чем, скажем, в Ububntu, а в Fedora лучше, чем в ALT? А может вообще, что rpm - лучший подход, а тут возражение, мол deb тоже хорошо. Или это просто не очень удачное словосочетание, ведущее к ассоциативному вопросу, где пакеты лучше, в Магните или в Пятёрочке?
Помните, ранее обсуждали "мощный пакетный менеджер". Был подкол, хватит ли мощности железа для обеспечения его работы и вопрос, в чём измеряется мощность пакетных менеджеров.
Желательно так подбирать слова, чтобы меньше было шансов уйти в сторону, чтобы не было разночтений. Конечно, есть ещё игра слов, бывает желание вызвать ассоциации, иногда хочется добавить эмоций. Делать всё это надо умело, продуманно, чётко, не давать почвы для подколов. Есть тут любители привязаться к слову и пусть это так и выглядит, как докапывание, а не как обсуждение по делу.
13:23
Не может. В Убунту допиленные
>>>в Fedora лучше, чем в ALT
Не может по той же причине. Хотя Альт вообще отдельная история, давно не вписывающаяся в rpm-дерево
>>>может вообще, что rpm - лучший подход
Не только может, но так оно и есть на самом деле! Сломать dpkg - два пальца об асфальт любому юзеру. А вот сломать rpm - я как-то двое суток бился специально - еле получилось. И то за четверть века опыта и при очень большом желании
15:52
В EPEL для RHEL 9 валяется превью версия GIMP уже года два. В openSUSE Leap 16 когда поставил kdenlive не завелся h264 из коробки. Или, например, ситуация с количеством пакетов в RHEL все том-же – даже с подключенными EPEL и RPMFusion там нет avr-gcc.
Не хочу сказать что другие дистрибутивы плохие, но когда я их попробовал после Debian, факт того что мне а) надо подрубить сторонние репозитории и б) даже так некоторых пакетов просто нет – вызвал культурный шок.
>>А может вообще, что rpm - лучший подход, а тут возражение, мол deb тоже хорошо.
Какая разница во что упаковывать? Речь идет о содержимом пакетов. Для абсолютного большинства обертка иррелевантна. Можно хоть в tar.gz паковать, лишь бы был хороший фронтенд для этого дела, обширные репозитории и QA.
15:55
У Дебиан самая большая база пакетов и команда ,конечно опытная.
А другие дистрибы только тащщат оттуда пакеты себе ,да переделывают )))
16:11
Остальное это все переделки на них, смысл копией пользоваться когда есть оригинал?
20:29
Можно и суши/роллы вилкой есть, только зачем, когда есть палочки? Зачем хинкали, когда есть пельмени? Зачем столько марок авто, если у всех двигатель и 4 колеса + запаска?
Я понимаю, что вопрос риторический, но он и этой серии.
13:09
13:20
13:29
Посыл "Деба, либо Юбунта" - позиция либо сектанта, либо школьника. Потому-что раз убунту скатывается в гавну (с этим согласен) остается только дебиан - это идиотская позиция. Как и хаить другие дистры, утверждая, что все они плохие. Есть много прекрасных дистров, и с каждым днем их становится все больше - у каждого свои философия, политика и видение своего будущего - выбирай, что тебе по душе (но только из хороших) и не становись сектантом ))
13:06
Ага, а дебиан все пакеты сам написал?
Не неси чушь! И хомячково-фанатское "Все пакеты наши, а другие у нас все скомуниздили" оставь для телеграм каналов с школьниками-экспертами ))
16:29
Возможно у вас есть доступ к RHEL, но скорее всего лишь к OpenELA, EPEL, RPMFusion и их производным. Кодек h264 в той тусовке от Cisco, а он ввёл санкции. Цель RH (и халявщиков вокруг) - платное сопровождение своих продуктов, которые вам недоступны, а с их черновиками работать непросто, поэтому результат, который вы описали, не удивляет.
Разница в подходах к сборке, в системах сборки имеется и последнее время всё больше "каждый суслик агроном". Выше вон участник уже отметил, что rpm от Fedora и от ALT имеют только одинаковые буковки в названии, а ещё есть, например, ROSA и RED с такими же. Не берусь судить, где пакеты лучше, хотя тот участник знает. Но он и dpkg зачем-то ломал и вообще у истоков Арча в прошлом веке стоял.
Да, пользователю всё равно, лишь бы работало, а последнее время активно развиваются конвертеры для перепаковки из одного типа в другой. Вот и интересно, о каком качестве пакетов говорят.
16:58
Нет, именно RHEL. У них есть программа для индивидуальных разработчиков, поддержки официальной там не дают, но пользоваться системой и читать доку можно
>>Разница в подходах к сборке, в системах сборки имеется и последнее время всё больше "каждый суслик агроном".
У каждого дистра свои плюсы и минусы. Лично для меня важно количество пакетов и качество их упаковки, кому-то важна коммерческая поддержка, а кому-то надо чтобы было все самое новое и блестящее. Судить на основе этого смысла нет как по мне :)
>>Но он и dpkg зачем-то ломал
Сломать много ума не надо, если юзер талантливый то тут хоть rpm, хоть deb, ничего не спасет систему от переустановки :3
13:04
И я не люблю никакие пакеты (что рпм, что деб) - потому-что их руками обновлять надо - уж лучше тогда флэтпак, если нет в днф.
10:29
А что обсуждать ? Дебиан- цэ "надлюден" ! :-D
"КаКчество пакетов" ? Наверное имелось ввиду ,что ,если пакет стабилен ,отработан ,то у него чуток ниже версия - и это хорошо!
Пакетные менеджеры нет смысла сравнивать - ведь работают по-разному. В дебиане всё проверяется ,сохраняется - может там и чуток медленнее идет работа - ну на 1,5 секунды ))
В Арчах ,Федорах - бегут впереди паровоза - делают может и быстрее на секунду ,но с кучей глюков потом . Но ведь секунда это так долго - можно еще кучу дел переделать )))
Каждый выбирает ,что ему нужно.
15:55
12:26
13:27
14:07
>> У меня опыта вот нет особо в linux...Вчера устанавил Арч
Если бы это было так, здесь был бы коммент: "Только Арч, это просто!"
>> пока настроивал, устанавливал
Ковырять начал сразу и успешно.
>> прилетело пару пакетов для обновления
Зачем-то проверял обновления у свежей установки Арч. Конечно, ведь он о них не информирует, ну или это был не ванильный Арч и он оповестил.
>> нужный мне пакет не собирается в AUR
Новичок на свежей установке метнулся собирать пакет из AUR. Вручную? Никакой helper не поставил? Или поставил из git. А может уже был helper, значит не ванильный Арч.
>> через Flatpak тоже установить его не могу
И Flatpak уже был? Ну ясно, Flatpak новичку очень нужен!
>> Интересно,конструктор под себя
Так говорят про Арч, но похоже, конструктор уже как-то был собран.
>> Ушел на MX
Его часто советуют новичкам, а я считаю, что это плохой совет.
>> Бесплатные (тестовые) дистрибутивы Fedora, OpenSuse, Archlinux и тд ...
Можно донатить, никаких лимитов нет.
>> их задача не меняется десятелетиями, тестировать новое ПО
Всё ПО работает "as is", за поддержку и сопровождение все просят денег.
>> есть только один Debian,где все уже протестировали
Они так говорят, но если спросить у них о чём-то неработающем, они ответят, что должно работать, у них работает.
..................................
Debian хорош, МХ значительно хуже, он хуже и "тестовых полигонов Fedora, OpenSuse, Archlinux и тд ... "
Новичок читающий, но пишут разное, кому верить? Лучше всего самому попробовать, но на это уйдёт время. Вернись к этому комментарию через год и поделись впечатлениями. А сейчас уже всё сказано.
15:26
И ведь не поспоришь. )
Разбор на клишированное сообщение от новичка, мое почтение!
P.S. Мое почтение ( в знач. сказ.) восклицание по поводу чего-л. необычайного, удивительного.
15:47
Вот уж эти опытные!)))) Новичок сразу ставит yay и Pamac-all , что бы не заморачиваться)
А насчет MX - он прекрасен, так как чувствуется,что делали его нормальные люди и скрипты они писать умеют. Кождому -свое.
15:50
так и стоят оба-два
21:46
21:54
16:47
Так и не сказал, какой это был arch-based.
17:04
Обычный Арч через archinstall
14:17
Если вы хочете ковырять Арч и начать в нём разбираться, суметь ответить на вопрос "Почему не собирается пакет", то начинайте его изучать хотя бы с этого материала: там и компиляторы подтяните, и опции и флаги для сборки, и в прочих аспектах.
https://ventureo.codeberg.page/
У меня тоже такое было, что не всё собиралось вручную через "makepkg -sric", через АУР помощники собрать проще. В конце, как правило, есть ошибки при прерываниях, вот с ними уже и нужно решать вопросы.
Попробуйте отредактировать конфигурационный файл терминала — тоже столкнётесь с кучей ошибок, потому что синтаксис нужно верно соблюсти. В Debian тоже нет кнопки "Сделать всё зашибись", как верно choice подметил. Сложность настройки отличатся от пингвина к пингвину, а вы только на одном замыкаетесь, хотя их дружное семейство (не считая деривативов)
https://ibb.co/Z6m6xkHT
15:57
16:59
Я пересмотрел может 20 разных дистрибутивов...Разные Ubuntu, Mint мне не нравятся, OpenSuse - не то, Fedora раздражает медленными репозиториями(может это только у меня), Альт неплох,но дизайн не нравится. Debian - нормально, как база. Manjaro нормально.
MX -единственный,который завелся сразу и в live режим и установился без проблем при использовании HDMI кабеля. Примонтировал с ходу M2 c ntfs ( Такое так же удалось только Mint и BigLinux). Установщик и скорость установки очень мне нравится-все по делу. Инструменты MX- все что нужно. Люди делали! Всякие приятности,вроде пункта : "Действия root" в файловом менеджере. А также фирменные темы, Conky, KDE , Flatpak, MX репозитории и Liquorix ahs....Для меня это идеальный дистрибутив.
13:22
Непомню точно какая - погугли Fedora Zero - это гайд для неофитов что делать сразу после установки - там найдешь.
12:29
Во! "Устами младенца глаголит истина!"
Но для тебя МХ будет даже удобнее пока. Или навсегда )
13:28
15:46
15:50
15:52
20:01
16:04
20:01
20:00
19:25
19:51
21:29
20:00
21:20
Да.Согласен. XFCE красиво настроен.И в репозиториях все есть,что нужно,и из коробки всякие утилиты уже стоят.Надо будет посидеть на нем...
21:28
02:43
21:53
16:23
06:45