Домашний пользователь и наши дистрибутивы Linux. Linux статьи
Написать статью
Войдите, чтобы писать статьи

Домашний пользователь и наши дистрибутивы Linux

90

ALT, Астра, Calculate, Ред Софт, ROSA

Материал написан пользователем сайта.

Это продолжение моих личных впечатлений, изложенных около года назад в статье Домашний пользователь и российские ОС. В комментариях к ней я увидел, что желательно уточнить, о чём будем говорить и как.

Термины и понятия

Кого можно считать домашним пользователем и что ему нужно?
Прежде всего, это те, кому достаточно браузера, но у смартфона маленький экран и отсутствует клавиатура. Ещё это те, кому иногда хочется повозиться с медиа-файлами, а значит нужны кодеки, проигрыватели, конвертеры, каталогизаторы и разные программы для обработки. Учащиеся всех видов тоже домашние пользователи. Им нужны компиляторы, среды разработки и программные продукты, которые они изучают и используют. Я знаю, что где-то работают на gcc8, но учебные программы, образовательные порталы, всякие курсы уже на gcc11-12, так что свежесть важна. Многим пользователям нужны мессенджеры, офисный пакет, драйверы для домашней периферии и адаптеров wi-fi. Не забудем и про геймеров, а им нужны драйверы для видео и аудио-карт.

Требований к ОС для домашних пользователей нет, они могут устанавливать себе всё, что угодно. Многие уже прочувствовали удобство интернет-сервисов, но быстро меняющаяся обстановка и активизация мошенников заставляют подумать, какими ОС лучше пользоваться.

Существует реестр рекомендованного ПО, в котором все разработчики - юридические лица со своими репозиториями. Они стараются, чтобы к ним не было претензий в правовом поле, поэтому разумно рассматривать их продукты, даже если их нет в реестре. Эти продукты часто базируются на международных разработках, а в них наши люди тоже вносили и вносят свой вклад, примерно честный пропорционально размеру населения.

Операционные системы на ядре Linux принято называть дистрибутивами Linux. Кто их только не делает, наши тоже и некоторые есть в реестре. Термины "дистрибутив Linux" и "операционная система" часто используются как синонимы, а вот горячиться с местоимением "наши" не нужно. Выражение "наш дистрибутив Linux" вполне корректно, потому что в нём видны, значит не забыты, все разработчики, а выражение "наша операционная система", если она на ядре Linux, уже выглядит не очень.

Поэтому я подправил заголовок по сравнению с первой статьёй и хочу рассказать наиболее интересные моменты, увиденные в наших дистрибутивах за прошедший год.

ALT

Начинал я с ALT Workstation и невозможности установки с Ventoy, но примерно через два месяца проблему решили. Софта "из коробки" было много, удалять его не всегда просто из-за ветвистых зависимостей, кое-что невозможно, а свежесть его не очень. Всё работало хорошо, но я решил посмотреть на starterkit с xfce - хороший вариант для старта.

Самые свежие пакеты находятся в репозитории Сизиф, он сразу только в регулярных сборках, но можно перейти на него и в starterkit. Обнаружил в инструкции по переходу досадную опечатку, но быстро разобрался и подключил Сизиф. Свежесть пакетов в нём лучшая из всех рассмотренных здесь дистрибутивов.

При изучении ALT у меня часто возникает мысль, так ли надо мне разбираться, что там понакрутили? Приобретаемые знания явно неконвертируемы. Они пригодятся для семейства ALT с пингвинами на логотипах, но ничего похожего больше ни у кого не встречается. Да, изучение его может быть более полезным, чем своеобразных дистрибутивов из Мексики или Нидерландов, но изюминок в ALT полно, приведу пример.

Смартфон у меня пока на Андроид, пользуюсь синхронизацией google, решил установить chrome. В ALTWiki нашёл два варианта и начал с более свежего. Команда установки необычна - epm play <пакет>, но не любой, а из списка возможных, есть там и chrome. По этой команде из репозитория google загрузился deb пакет, перепаковался в подходящий rpm и установился.

Я подолгу не сидел в ALT, поэтому не сразу обнаружил, что chrome не обновляется. Попытка переустановить не помогла, возможно, это было из-за смены ключа, но тогда я сразу решил попробовать другой вариант. Скачал у google rpm пакет и, казалось бы, как в rpm дистрибутивах RED и ROSA, он должен встать с пропиской репозитория, но нет. Сначала нужно установить пакет chrome-preinstall, который заблокирует прописку репозитория и, опять же, не будет авто-обновления. Вот тогда оказалось, что публичные ключи уже разные, удалил более ранний, возможно google его сменил, и установил chrome.

Несколько раз скачивал и устанавливал новый rpm, ключ обновлять было не нужно. Попробовал прописать в sousces.list, а он для deb, репозиторий google с целью автоматической загрузки оттуда rpm пакета, но безумная идея успеха не имела. Представил, что это будет уже не изюминка, а курага, и бросил затею.

Через какое-то время свежий chrome начал плохо открывать некоторые сайты, видимо rpm от google перестал подходить к ALT, не зря же нужна перепаковка на месте. Вернулся к epm play, а оттуда уже спокойно установилась свежая версия. Обновлять должна команда epm play --update <пакет>, но, как видно на снимке, у меня не работает. Скорее всего, я не разобрался, но уникальность оценил. Пока я продолжаю ставить новые версии через epm play, а обновление по-прежнему говорит про версию 112.

Может и не нужно упираться в chrome, ведь есть chromium-gost и yandex browser, но в других дистрибутивах такого своеобразия нет. Увидел в списке epm play среду разработки Clion и подумал, а вдруг будет кратковременная лицензия, какие иногда выдают на образовательных порталах, у меня была такая. Нет, загружается обычная версия с пробным периодом и конвертируется в нужный системе rpm.

В ALT так много уникальных моментов для изучения, что можно козырять известной, слегка изменённой фразой: " - Между прочим, я использую Альт". Видимо не только у меня появились такие ассоциации, к нему был замечен интерес в блого-сфере.

В одном месте была сделана качественная презентация с налётом патриотичности, ALT был объявлен основной системой и началось его изучение. Упрёки и подозрения в заказном характере кипиша не смущали, они ведь увеличивали хайп, а вот смотреть на отписки от канала автору было не весело. Вскоре, так же умело, с доводами и объяснениями, состоялось расставание с дистрибутивом. Это был обдуманный второй шаг, сделанный исходя из обстановки и с попыткой добора хайпа.

Ещё в паре мест рассматривался дистрибутив Ximper Linux, который опирается на Сизиф. Был стрим со скромной аудиторией, кто интересуется, тот найдёт, узнает немного нового и станет смотреть на общую картину шире. В другом месте была серия материалов и про ALT, и про Ximper, но аудитория и интерес тоже низкие.

Вот ведь, даже у людей, которые за любой кипиш, при возне с ALT он получается какой-то альтернативный. Тем не менее, выпущенные материалы полезны для пользователей и привлекают новых.

Астра ао

Волна интереса к Special Edition, которую можно достать только на торрент-трекерах, прошла. Люди поняли, что система специализированная и для дома подходит плохо. В телеграм-каналах навели порядок, не по делу активных участников убавилось, речи с подковыркой прекратились. Если появлялся участник с опросом "Какую ОС вы бы выбрали из списка?", то он быстро удалялся.

Система стабильна, потому что было всего несколько минорных обновлений. Только в октябре, последними из всех, предложили ядро 6.1, а оно уже давно LTS, и gcc 10-й версии. Пропустил момент, когда убрали Chromium, который был из Ubuntu, и предложили Chromium-gost. В нём написано, что он собран на Астре, а номер версии стабильно отстаёт на два от текущей.

Если пытаться использовать систему дома, то, скорее всего, придётся подключать другие репозитории, использовать портативные пакеты, а то и собирать себе нужный софт. Как известно, любой Linux можно настроить под себя, но лучше начинать с более подходящей системы, чем со специализированной.

У меня есть несколько знакомых, у которых на работе перешли на Астру. У них на ноутбуках она есть, хотя это им не обязательно, а я заметил интересное совпадение. Они не знают друг друга, но говорят буквально одни и те же слова, причём даже когда их никто не спрашивает: " - А что, работает себе и работает." Видимо, это общий exuse для самих себя, чтобы успокоиться после вынужденного перехода, но ещё звучит так, будто с другими дистрибутивами проблемы. Кстати, у всех у них Астра "работает себе" в виртуалке, а у меня стоит без дела на реальном железе.

Летом ГК Астра сменила организационную форму на АО, а в октябре сделала IPO, в ходе которого предложила 5% капитала. В денежном выражении это небольшая величина для рынка, поэтому организаторы и аффилированные участники легко могли рисовать любую картину "в стакане", и картина была маслом - акции сразу выросли более чем на 50%.

Согласно К.Марксу, капитал на многое пойдёт ради такой прибыли, вот и цены на акции лишь для приличия скорректировались при выходе очередного пакета санкций. Либо везунчики сразу закрылись в организаторов, а те заплатили за картинку, либо везунчиков, кроме избранных, вообще не было и всё было под полным контролем.

Это обычное дело - малым объёмом проверить интерес, привлечь немного денег и подготовить почву для последующих SPO. Далее будет формирование казначейской позиции из акций и программа поощрения ими топ-менеджеров вместо денежных выплат. Так круг инвесторов будет расширяться.

Какое-то время после IPO на бирже демонстрировались приличные обороты. Вскоре акции получили допуск до торгов в вечернюю сессию, актуальность в оборотах пропала и они снизились.

Чтобы торговаться вечером, поведение акций и сама компания должны соответствовать ряду критериев, и это, кажется, был самый быстрый допуск в истории. Например, вместе с Астрой к вечерним торгам допустили акции АО Мосэнерго, а они торгуются на бирже более 20-ти лет. Знающие люди скажут, что на то были причины, но в одной группе допущенных они смотрятся контрастно. Дальнейшие планы очевидны - повысить котировальный уровень и войти в расчёт индекса.

В рекомендациях по инвестированию часто советуют иметь такой портфель, с которым будет комфортно. Акции - это доли собственности в деле и нужно прислушаться к себе, будет ли комфортно быть миноритарием того, что делает Астра: и дистрибутив не для домашних пользователей, и IPO не для частных инвесторов. Я не ваш брокер и не буду о рисках мелким шрифтом, а они есть всегда. Представьте, например, что появилось и крепнет мнение, что кто-то кого-то "нахлобучил". Картина маслом заметно изменится, хотя кармически уже всё выглядит не очень. Не все успеют удачно продать акции, зато появятся долгосрочные инвесторы.

Calculate

Как известно, системы ломаются либо от усердного ковыряния, либо от обновлений. Ковырял я всех примерно одинаково, но нигде я так не сосредотачивался при обновлениях, как в Кальке.

Скрипты на python собирают пакеты из бинарников прямо на месте, но ведь и python может обновляться. Кроме этого, для сборок важна последовательность обновлений, а она не всегда правильно идёт или прописана. От этого процесс иногда прерывался с ошибкой, но повторный запуск обновления решал проблему, иногда приходилось повторять несколько раз.

Так подталкивать обновления приходилось где-то до конца лета, с осени всё проходит гладко. Несколько раз подводили зеркала на Яндекс: то сбой у него, то нет какого-то пакета, может не успели закачать, приходилось разбираться. Перешёл на mephi и с тех пор не было таких проблем.

Для более безопасного ковыряния я установил Calculate ещё на другом ПК, это помогло мне несколько раз - смотрел разницу. Один раз слетели ссылки на скрипты python - поправил. То ли истёк, то ли слетел сертификат сервера, изучал, что это такое, но до конца не разобрался, воспользовался подсказкой в телеграм-канале. Перестало работать авто-монтирование общего ntfs раздела data, опять разобраться помог телеграм-канал.

Но самое интересное, на первом, более слабом ПК, я трижды наблюдал длительную компиляцию при обновлении, в частности какой-то библиотеки из группы media-lib/, а на втором ПК ни разу. На первый ПК ставил какой-то довольно старый и стабильный iso, на второй позже ставил уже регулярную сборку, может от этого. А может всякий раз обновлялся позже на день-два, а к тому времени уже разработчики успевали выложить бинарник. Ещё на первом ПК запускал скрипты по сборке ядра, а на втором нет - в общем, пока не выяснил причину компиляции.

Свежесть пакетов в Calculate уступает Сизифу, вот и редактор geany ещё старый. На снимке видно, что geany-plugins вообще в пробном статусе, там из-за путаницы с вариантами lua некоторые плагины не работают, в частности отладчик. Я сделал пару подходов, поиграл с флагами, но так и не решил проблему, жду обновления и на снимке видно, что оно на подходе. Зато google-chrome здесь обычное приложение в их репозитории.

При установке Calculate по умолчанию включается zswap. Почитал о нём, убрал его и ПК стал включаться/выключаться быстрее. При возне с Calculate у меня не возникают мысли, что приобретаемые навыки, возможно, не пригодятся и не будут востребованы. В основе лежит gentoo, а эта независимая ветка достойна изучения, на ней существуют и другие дистрибутивы, например ChromiumOS.

РЕД Софт

В компании за основу была взята RHEL, а на ней выпускают продукты с платным сопровождением. Летом Red Hat объявила, что доступ к RHEL теперь возможен только клиентам по подписке и выборочно разработчикам. Недовольства было много, особенно от тех, кто так же пользовался их пакетной базой, предлагая свои дистрибутивы с платной поддержкой, а таких не мало.

С одной стороны все они халявщики, с другой - основные поставщики баг-репортов и предложений, т.е. это полезное активное сообщество. Бросить своих клиентов они не могли, поэтому создали свой открытый проект OpenELA, который сразу начал отличаться от RHEL, и чем дальше, тем будет больше.

Казалось бы, можно переключиться на него, но решения РЕД Софт основаны на RHEL7, тогда как проект OpenELA взял старт с RHEL8 и RHEL9, а поддержка RHEL7, возможно, появится в будущем. В качестве основы RHEL7 была выбрана не просто так, а за её стабильность, это был выбор многих и до сих пор она крутится на серверах во многих местах. Получается, сделали ставку на породистую, племенную лошадь, а она взбрыкнула.

Бесконечно долго оставаться на теперь уже "замёрзшей" RHEL7 у РЕД Софт не получится, а самостоятельное обновление может снижать стабильность работы их продуктов. Клиенты РЕД Софт не избалованы разнообразием и свежестью ПО, поэтому компания может спокойно подумать, в каком направлении ей двигаться дальше.

Пока перешли на LTS ветку ядра 6.1, хотя долго тормозили с этим, и приятно удивили свежей версией geany. Продолжается шлифовка красной темы оформления, которая выглядит очень гармонично. Ещё отмечу, что инструкции и поддержка подаётся не в стиле wiki, а как база знаний с главами, разделами и параграфами на сайте. Видно, что материалы добавляются и уточняются.

Для домашнего использования система мало интересна из-за довольно скудных репозиториев не очень свежего софта и туманных перспектив.

ROSA

В ROSA Fresh очень много ненужного и даже лишнего "из коробки". Нашёл в недрах ресурсов ROSA её мини-сборки и установил на другой ПК вариант с xfce. Там действительно минимум софта, даже нет dnfdragora, но hw-probe на месте! Не знаю этому объяснения, можно и спросить, но фантазирую, что дали кому-то клятву и держат её.

Сборка понравилась, предпочитаю софт добавлять, а не удалять лишний, тем более в rpm мире, где набор зависимостей часто удивляет. Например, увидел, что установка в сборку mousepad тащит около 100 зависимостей. Видимо поэтому предложили лёгкий l3afpad и даже внесли в его пакет файл с политикой для удобства.

Почему-то сразу не запускался Chromium, но после его переустановки заработал. Утилита hw-probe с зависимостями удалилась легко, а вот вместе с hplip для периферии HP удалился шрифт fonts-ttf-dejavu. Сразу получил квадратики вместо букв, вернул шрифт и всё восстановилось. Кстати, в ROSA Fresh hplip собрана без связи с fonts-ttf-dejavu. Удалять vim-minimal нельзя, завалится вся система, это вам не Debian или Arch. Но в Fedora ещё больше всего сплетено и прибито, а кое-что ещё и заблокировано, чтобы дурень не разломал.

Для непрерывного изучения через пару месяцев установил свежую мини-сборку ещё на один ПК. Там Chromium запускался сразу, а вот xfce-sensor-plugin не увидел датчики с вентилятором. По sensors-detect обнаружился набор NCT6796D и прописался driver nct6775, но по команде sensors данные не появлялись. Всё решилось добавлением 'acpi_enforce_resources=lax' в строку GRUB_CMDLINE_LINUX_DEFAULT= в файле etc/default/grub. На ПК есть и другие Linux, в них все показания были видны сразу.

В ROSA Frеsh и в первой мини-сборке показания тоже были сразу, там тоже вариации NCT6796D, драйвер такой же, но материнские платы другие. Возможно, разница в датчиках, но, скорее всего, причина в конкретной мини-сборке (48478).

Для сравнения ROSA c Fedora 38, установил её рядом с мини-сборкой и нашёл как сходства, так и отличия. Конечно, не сказать, что основана на Fedora, у ROSA своя длинная история, но наработки Fedora используются и это нормально.

Не все инициативы и новшества от Fedora принимаются и это не плохо. Например, можно привычно установить efi загрузчик без shim компоненты, привычно меняется локализация, но есть и моменты, организованные иначе. Если вы не можете найти, где задаются цветовые настройки приглашения, то потому, что местами это Mandrake, а если система у вас заглючила - значит пришла Mandriva :-)  С обновлением софта не спешат, например, xfce ещё прошлой версии, возможно, это DE не в приоритете, редактор geany тоже пока старый, а я им тоже пользуюсь, даже делал его обзор.

Несмотря на всё это, мини-сборки понравятся имеющим опыт, а ROSA Fresh подойдёт многим пользователям. Вот и в ДИТ Москвы предложили на основе ROSA свой дистрибутив MOS для школ.

Сделали брендинг, даже neofetch подправили, выбрали KDE, но к подборке софта есть вопросы, смотрите обзор MOC12. Там ещё говорилось про зависания, но позже выяснилось, что косяк был в Dolphin и его постепенно исправляют.

Сначала в ДИТ попробовали сделать MOS на базе ALT Linux, но люди из Базальт СПО выступили альтернативно, да просто "мимо рынка" - выразили недовольство и в своё семейство не приняли. А ведь школьники Москвы, а в будущем может и области - это приличная аудитория, которой будут рады создатели любого дистрибутива, такими возможностями не разбрасываются.

Наверно, некоторые школы захотят другие дистрибутивы из реестра, но хорошо, что есть целевой и что он на базе ROSA. Дочка, студентка, увидела их обои и сказала с улыбкой: " - Да, в школе нам рассказывали про дискеты."

Итоги

Сегодня, в начале 2024 года, опять кратко опишу свои впечатления от дистрибутивов.

ALT - свежая масса с изюмом и курагой, а вкусы у всех разные.

Астра ао - работает себе где-то, но домой не нужна, а контора, конечно, крутая.

Calculate - может и приживётся у вас, если будете стараться.

РЕД Софт - призадумалась красная о дальнейших путях существования.

ROSA - подойдёт и для школы, и для дома.

Желаю всем хорошего настроения и удачи в Новом Году!

Лайков: +20
войдите, чтобы ставить лайки
90
  • Опубликовано: 01.01.2024
  • choice

Комментарии

Minor748
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
10:05
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
С новым календарём нас! С первым материалом в этом году!
Пусть это будет год пингвина, раз остальные животные уже закончились
https://ibb.co/37Gbb4G
fas
01.01.2024
16:15
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMinor748Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
по китайскому календарю(из которого всё это и пошло) сейчас "год дракона"
Minor748
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
16:21
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийfasРодительский комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
И я про это же. Про драконов мне Н. Дроздов ничего не рассказывал. Разве что Питер Джексон и команда оживили повести Толкиена
http://shorter.ggc-project.de/wAVz9D
LexD
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
17:31
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMinor748Родительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Толкин написал свои "повести" (на самом деле жанр здесь покрупнее, намного покрупнее) ещё в середине прошлого века. Может не многие, но некоторые, знали о нём задолго до Джексона, который лишь популяризировал (на самом деле сильно сократил) лишь некоторые "повести" Толкина (пару "повестей").
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B8%D0%BD,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD_%D0%A0%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4_%D0%A0%D1%83%D1%8D%D0%BB
vasmich
04.01.2024
20:50
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийfasРодительский комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
Китайский новый год начнётся 09.02.2024,а праздновать начнёт Китай с 10.02.2024,да и ещё оповестят на весь мир,что наступил год дракона,раньше этого срока отмечать нельзя ( и он только для китайцев).
xKDE
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
10:12
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+4
войдите, чтобы ставить лайки
Мнение прежнее: из всех рассмотренных пригодным нахожу лишь Calc, всё остальное - в мусор. Была такая машина "Жигули", это когда форкнули Fiat. Так вот спустя 30 лет Жигули оставались Жигулями, в то время как все ушли далеко вперёд! Тут примерно то же самое... А если Вы окунетесь в мандатное управление доступом Astra, станет страшно за кибербезопасность нашего ВПК...
Minor748
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
10:38
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Это по той причине что там минимум вмешательства в начинку?
xKDE
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
10:54
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMinor748Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Смотря о чём Вы спрашиваете)
Minor748
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
11:07
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
О цвете выхода (о количестве и глубине изменений в конечном итоге по сравнению с исходным)
Mockingbird
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
11:03
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
"Была такая машина "Жигули", это когда форкнули Fiat. Так вот спустя 30 лет Жигули оставались Жигулями, в то время как все ушли далеко вперёд!"
За основу был взят Fiat 124, автомобиль года (1967).
Поэтому, это не самый плохой пример форка. Меня больше восхищает УАЗ "буханка" как эталон безразличия к адаптации. У нас этих монстриков, на работе, только УАЗ "патриот" смог вытеснить. (Цена/качество и политика обновления автопарка раз в 3 года)
xKDE
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
11:31
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMockingbirdРодительский комментарий
+6
войдите, чтобы ставить лайки
Так это же классика)
"Тойота Лэнд Крузер появилась в 1951 году и претерпела более 160 модернизаций и рестайлингов.
УАЗ Буханка появился в 1958 году, но он сразу зае***сь получился."
scorpii
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
12:07
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
Ну прям мои мысли. Калька для меня единственный съедобный и интересный продукт из всех перечисленных. У нас на работе с 2025 года у всех будет Астра Линукс, такое решение уже принято. Наши айтишники уже пошутили, что мне первому установят ее для обкатки уже в начале 2024. Пока обсуждается только наполнение офисными пакетами, выбором браузеров, созданием своего внутреннего репозитория... В каком виде будет существовать 1С и все его блоки пока не ясно, и останется ли 1С или мы все-таки перейдем на SAP ERP. Мне в данном контексте практически индифферентно, что будет на работе. Линукс так линукс, Астра так астра. Дома у меня такого "чуда" нет и не будет.
Minor748
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
11:30
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Может потому и не было проблем с обновлениями, что обновления прилетают с иностранных серверов, а обновляю ОС постоянно, чего и другим всегда рекомендую (про регулярность обновлений).

Свежесть пакетов:
У меня Shotcut версии годовалой: была 22.09.23, поставил из реп
https://ibb.co/sq9NCR0
Ставил из flatpak'а, чтоб свежачок был, но при первом использовании вылезла проблема — невозможность импорта видео. Тогда "зачем" нужна программа? -_-
Mockingbird
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
11:45
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMinor748Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
"Тогда "зачем" нужна программа? -_-"

У Вас на скриншоте уже дан ответ.
" Эта программа распространяется в надежде, что она будет полезна, но БЕЗ КАКИХ-ЛИБО ГАРАНТИЙ; даже без подразумеваемой гарантии КОММЕРЧЕСКОЙ ПРИГОДНОСТИ или ПРИГОДНОСТИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЦЕЛИ. "

Авторы надеятся, что она Вам будет полезна сейчас или в будущем.
Minor748
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
12:13
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMockingbirdРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Спасибо на таком добром слове. Но вопрос риторический и слово "зачем" нужно переводить на русский.
А подобные фразы я и сам читал

https://www.gnu.org/licenses/license-list.ru.html
https://tproger.ru/articles/whats-difference-between-licenses
https://choosealicense.com/appendix/
UserReady
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
11:45
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
С НОВЫМ ГОДОМ! (Мой год :))
Какие из этих дистрибутивов действительно "Наш", разработан в России, а не переделанная заграничная разработка?
xKDE
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
11:49
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийUserReadyРодительский комментарий
+4
войдите, чтобы ставить лайки
Ни один! Как вообще open source может быть чей-то)))
Minor748
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
12:32
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Брюс так не считает …
https://www.theregister.com/2023/12/27/bruce_perens_post_open/
xKDE
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
12:55
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMinor748Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Отчего же... Если я правильно понимаю, он готорит, что open стал close. И нужны новые условия договора м/у сообществом и капиталом. Но это бег белки в колесе) Люди САМИ отдают свою свободу в обмен на блага (курс обмена только разный).
Minor748
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
13:05
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Да, не всё то про Линукс и СПО, что "исходный код"
http://shorter.ggc-project.de/mVb3WY

Но в его словах, что opensource со временем перестал быть общественным, у него как раз таки появился владелец.
xKDE
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
13:38
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMinor748Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Linux уже мертв для сообщества!) Забудьте! И никакие новые лицензии его не спасут.
Minor748
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
14:41
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Linux как явление или Linux как ОС?
Если первое, то git хранилища работают, ошибки закрываются, программы пишутся.
Если второе, то "Я князь, кого хочу, того и ворочу", тут да.
xKDE
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
14:52
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMinor748Родительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Как операционная система. Это уже монстр, которого сообщество разрозненных писателей не в силах поддерживать. Их нужно организовывать, а это - корпорация)
Slavik
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
15:20
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
У них и нет подобных амбиций, что логично для сообществ.

Вот, что пишут, например, разработчики Void Linux:

“ Void is developed in the spare time of a handful of developers, and is generally considered stable enough for daily use. We do this for fun and hope that our work will be useful to others.”

Полагаю, что это и есть главная суть.
xKDE
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
15:48
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийSlavikРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Ну так по-этому пользователей void надо ещё поискать) как и slackware, alpine или solus.
И то до поры, до времени...
Mockingbird
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
12:15
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийUserReadyРодительский комментарий
+3
войдите, чтобы ставить лайки
Red Hat -> Mandrake -> Alt Linux.
Но там многое переделали, что проще выделять как отдельный дистрибутив, чем добиться обратной совместимости.

Debian -> Astra Linux

Gentoo -> Calculate Linux

Red Hat -> РЕД СОФТ Linux

Red Hat -> Mandrake -> Mandriva -> ROSA Linux

Ах да, везде в основе разработка финского студента, в качестве ядра.
Поэтому с гордость можно говорить, о полностью отечественных Российских операционных системах. (Сарказм)

P.S. История операционных систем довольно интересная вещь.
Gentoo -> Chrome os.
BSD + NeXTSTEP -> Mac os. Да, свои разработки вывели в разряд отдельной системы.
Linux ядро+ свои разработки -> Android
86-DOS -> MS-DOS -> Windows . после выкупа 86-DOS и доработки под нужды IBM, появилась MS-DOS, а Windows начинала как графическая надстройка MS DOS.
Minor748
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
12:45
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMockingbirdРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Касательно истории, ProHi-Tech снимали экскурс
https://youtu.be/2yyYfe_b5sU
xKDE
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
13:40
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMockingbirdРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Red Hat -> Mandrake -> Mandriva -> ROSA Linux -> Red Hat

Пофиксил.
Mockingbird
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
14:21
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Извините, у меня не было цели скатываться в рекурсию уровня Debian -> Ubuntu -> Debian.
Тем более в изначальном вопросе обозначена конечная точка.
xKDE
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
14:29
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMockingbirdРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Rosa таки вернулась к тому, откуда в своё время вышел Mandrake, так что конечная точка - RH. Я к этому.
[аноним]
01.01.2024
16:00
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
В РОЗА со шрифтами проблема есть.
origin
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
12:35
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
choice

Спасибо за Инфо !
+++ !
vantiki
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
12:55
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
+, очень приятный и интересный материал!

В целом согласен со всем, разве что Росу я бы домой не рискнул бы поставить...
Наталья
14.01.2024
17:08
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийvantikiРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
У меня Роса с крысой стоит на ноуте. Я на ней экспериментирую с софтом. Проблем нет...
У моей мамы (ей за 70;) ) Роса с крысой стоит на ноуте. Проблем нет, всё стабильно работает...
Slavik
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
12:55
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
«Существует реестр рекомендованного ПО…»

После такого можно уже не продолжать, поскольку мы имеем дело с государственным вмешательством и принуждением и, стало быть, с априори неконкурентоспособными продуктами. Когда выстраивается система, при которой государство регулирует что и как нужно производить, задавая критерии на основе представлений бюрократов, то участники такой системы будут заинтересованы только в том, чтобы угодить чиновникам, а не потребителям. Не говоря уже о том, кто становится участником такой системы… Все это уже было и результат известен. Здесь будет аналогично.
LexD
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
13:43
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийSlavikРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
А представления бюрократов (начальства) очень часто и очень сильно не соответствуют действительности. Со всеми вытекающими последствиями.
Как пример (может, неудачный, неочевидный): .mp3, .jpeg, .zip.
Я к тому, что есть форматы лучше, удобнее, эффективнее, но они не особо известны.
Так и здесь, распространят то, что кому-то выгодно, а не то, что действительно хорошо.
Slavik
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
14:13
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийLexDРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
«Как пример (может, неудачный, неочевидный): .mp3, .jpeg, .zip.»

Эти форматы никто не принуждал использовать где бы то ни было.
LexD
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
14:18
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийSlavikРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
"пример (может, неудачный, неочевидный)"
--> "неудачный, неочевидный"
Не принуждал использовать, но используют. Я про то, что ширпотреб далеко не всегда есть самое лучшее.
Slavik
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
14:38
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийLexDРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Это не имеет значения. Если потребители готовы за это платить и этим пользоваться, то значит таков их выбор. Никто не должен им указывать, что и как потреблять. Наряду с mp3 есть Lossless-форматы, а рядом с «Жигулями» - Toyota. Выбирайте то, что нужно именно вам и предоставьте людям такую же возможность.

Проблема начинается тогда, когда кто-то решает, что все должны пользоваться чем-то конкретным. Это путь к диктатуре.
LexD
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
14:43
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийSlavikРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Об чём спор ?
Я ж про то ж самое.
https://pingvinus.ru/note/rus-distros-for-home-user#c97422
Первые две строки.
max-sever
Активный пользователь
Активный
04.01.2024
12:30
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийSlavikРодительский комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
Государственного вмешательство здесь лишь в требованиях к конфиденциальности и защищенности. Роса Фреш не включена в реестр российского ПО, Роса Хром - в реестре. Разница только в соответствии критериям безопасности. Да и потребителю придеться угождать, т.к. 152-ФЗ обязателен для всех. Поэтому, не все так мрачно, как кажется.
Minor748
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
12:55
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
А Rosa сейчас и в мобильные ОС пошла. Они выкатили, мероприятие устроили с презентацией свой Роса Мобайл.
xKDE
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
16:31
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMinor748Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Это которая должна ставиться на наш православный Р-фон?) Если со смартфоном всё более менее понятно, то вот ось ещё темная лошадка.
Интересно, а комменты в исходниках там на китайском?) Ставлю на Huawei!)
Minor748
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
16:44
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Берите выше — эмулятор Android (Waydroid)
Там этот парень местами комментирует, вставки такие. Я не всё смотрел
https://video.ploud.jp/w/6fkvm8rY61GDN67sDjMmgN?start=45m18s
xKDE
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
17:06
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMinor748Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Смешная вещь))) вот я и говорю, что пока тёмная лошадка! Не удивлюсь даже, что просто лаунчер на чистом androide поменяли. Ролик длинный, по телефону ничего особо не сказали вроде бы. Но посмотрите Nuu Mobile A25 и всё станет ясно))) только он в розницу стоит 15 тр., а р-фон заявлен на 40) хотя да... Надо же ещё лаунчер накатить))) а зеленоградские труженники могут собирать до миллиона высокотехнологичных устройств, но только в Шэньчжэне))
Вся суть как есть)
Minor748
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
17:19
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
У нас есть AuroraOS. Я сколько его (Горшенина) смотрю, он говорит про то, что нет приложений для — нет пользователей, не спешат компании туда что-то портировать; нет приложений, не спешат переходить пользователи. Аналогичная ситуация с "нашими любимыми линуксами". А там вона сколько сразу приложений, ничего переписывать не надобно.

А это с презентации, поэтому там и нечего ещё говорить, речи для журналистов.
xKDE
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
17:37
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMinor748Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Р-фон = Nuu A25
Rosa Mobile = waydroid
AuroraOS = Sailfish OS
Классическое импортозамещение)
Minor748
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
17:52
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
AuroraOS как раз-таки настоящая, разрабатывается, а не как https://pingvinus.ru/note/rus-distros-for-home-user#c97409
и Ваш комментарий
https://pingvinus.ru/note/rus-distros-for-home-user#c97421
xKDE
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
17:56
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMinor748Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Они как бы все настоящие. Аврора не исключение) взяли проект с открытым кодом, закрыли, сказали, что разработали сами) Бинго!
peguser
02.01.2024
01:15
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Вообще-то честно купили лицензию. Потом на основе купленного начали ваять своё. В итоге уже к 4-й Авроре от первоисточника почти ничего не осталось. Аврору 5 вообще перелопатили так, что вообще ничего не осталось.

Это примерно как с AmigaOS (классической, до версии 3.1), AROS и MorphOS. Последние две - суть попытки создать новую AmigaOS. Исходники AROS открытые, MorphOS в значительной мере на них базируется, но является проприетарной. Можно ли сказать, что MorphOS = AROS? Нет, это совершенно разные ОС.

ЗЫЖ А РОСА Мобайл - это Плазма. Только её, зачем-то, пытаются в ведроид превратить.
xKDE
Активный пользователь
Активный
02.01.2024
06:23
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийpeguserРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
С чего Вы взяли, что они разные?) Добавили сертификатов, модулей защиты (какой-никакой) и на этом пожалуй, всё!)))
peguser
02.01.2024
22:43
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Периодически посматриваю всякое в ютубе. Не так давно была презентация 5-й версии, и Гладков Горшенину про неё рассказывал.

А на MorphOS я 14 лет сидел, поэтому точно знаю, что от АРОС она отличается :)
xKDE
Активный пользователь
Активный
03.01.2024
02:00
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийpeguserРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Языком трепать- не мешки ворочать! Презентация за презентацией)))
Что только не расскажешь за 450 млрд.... И то что их выделяют - это хорошо, а вот то, что КПД всей этой системы 5-7% - это плохо...
Minor748
Активный пользователь
Активный
03.01.2024
18:39
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Мы зря гадали тогда, тут оказывается расписано. Я тогда пропустил статью
https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=60311
xKDE
Активный пользователь
Активный
03.01.2024
19:10
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMinor748Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Да, я после этого ещё посмотрел презентацию Авроры, там вообще мрак)
P.S.: и везде под капотом милая сердцу местных завсегдатаев sysd'a)
Slavik
Активный пользователь
Активный
03.01.2024
19:47
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Вы полагаете, что это нормально, когда деньги налогоплательщиков выделяются неким компаниям, разрабатывающим ПО, а потом это предлагается продавать вам же, уже потратив на проект ваши деньги?

Вот именно поэтому и такой КПД, он закономерен.
xKDE
Активный пользователь
Активный
03.01.2024
20:02
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийSlavikРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Да не переживайте, всё уже украдено до Вас!) До разработки дело не дойдёт!
x230
Активный пользователь
Активный
03.01.2024
20:05
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийSlavikРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
>> деньги налогоплательщиков

Вспомните также Медицинские страховки, выплаты "проходным" политическим партиям автогражданку... Чего только про ПО?
Slavik
Активный пользователь
Активный
03.01.2024
20:46
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийx230Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
«Чего только про ПО?»

Это называется контекст. В данном случае речь шла про ПО.
x230
Активный пользователь
Активный
03.01.2024
22:27
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийSlavikРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
>> «Чего только про ПО?»

Это был сарказм вообще-то... Что уж так буквально воспринимать.
Slavik
Активный пользователь
Активный
04.01.2024
00:03
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийx230Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Видимо, просто нервы.
firecutter
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
13:06
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Спасибо за интересный и подробный обзор. От себя добавил бы, что ориентирование на использование в бюджетных сферах — погибель для этих систем. Кто помнит, как разные провинции Испании, Германии, Индии и Бразилии объявляли об отказе от богопротивной винды и переходе на свои собственные чудесные линуксы? И что в результате удалось? И это в странах, чьи приоритеты коренным образом отличаются от нынешних российских. Будущее линукса возможно только в бизнесе. А есть ли данные об использовании в бизнесе отечественных дистрибутивов? Я знаю две крупные сети магазинов, где используется линукс, но у обеих федора.
На днях, кстати, попробовал на виртуалке Росу. Забавная вещица. Но не говорите мне, пожалуйста, что дебиан это плохой выбор для неискушённого юзера! Зато там есть своя фишка, которая мне как неискушённому юзеру понравилась — встроенная русскоязычная справка в терминале. Она, правда, очень неполная, но идея хорошая.
Mockingbird
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
13:14
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийfirecutterРодительский комментарий
+6
войдите, чтобы ставить лайки
Барин приезжает в своё имение. На следующий день идёт с управляющим и осматривает свои владения. Идут тропой, которая неожиданно упирается в ручей. Барин:
- Слушай, Прохор, к следующему моему приезду в имение, сделай так, чтобы мы могли этот ручей посуху перейти - мостик сделай или доску обыкновенную брось, а то приятная прогулка портится.
Неделю барин в этом имении побухал и уехал. Через год опять приезжает, опять делают с управляющим обход, подходят к ручью, а там ничего. Барин вздыхает и молча заезжает управляющему в ухо. Тот падает, барин молча уходит. На следующий день барин пошел на охоту, подходит к ручью в болотных сапогах, а там мост расписной. Подзывает управляющего:
- Послушай, Прохор. Как так, год не могли доску кинуть, а тут за ночь сделали, что некоторым и за год не подсилу сделать?
- Не было твёрдой команды, барин!

Находясь под санкциями легче отказаться от Windows и MacOS.
Насколько помню в гос. учреждениях уже вводят запрет на технику с iOS.
LexD
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
13:49
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+5
войдите, чтобы ставить лайки
Я есть домашний пользователь. Домашнее не бывает. И нужно мне немного.
После прочтения обзора (или статьи? Нет, всё-таки обзора) возникло стойкое впечатление, что с весны прошлого года (как минимум) в плане отечественных дистрибутивов
(точнее, в моём отношении к ним) ничего (к сожалению) не изменилось. И даже патриотические (что бы это ни значило) чувства не могут взять верх над
ощущением полнейшей ненужности установки подобных дистрибутивов для домашнего использования. И это при том, что "я есть домашний пользователь".
А за обзор (или статью? Нет, всё-таки обзор) спасибо. Прочтение этого материала избавило меня от необходимости искать подобную информацию в будущем,
поелику планы когда-нибудь попробовать "отечественные дистрибутивы" (какой-нибудь из) есть (были, будут). Хоть и в весьма отдалённой перспективе.

В силу своего характера воспринял прочитанное в негативном (относительно состояния "отечественных дистрибутивов" на текущий момент) ключе.
В силу его же — несколько придирок.

"Требований к ОС для домашних пользователей нет"
Вот здесь, пожалуй, рискну не согласиться. Правда, и сформулировать (по крайней мере, внятно) имеющиеся у меня требования к ОС, я не сумею.
Но они есть. Их "не может не быть".

"Calculate - может и приживётся у вас, если будете стараться."
Сколько вожусь с Linux, всегда есть какие-нибудь препоны, и не всегда из-за моих "передних копытц". Впрочем, и в Windows было (есть) также.
Так что, "стараться" придётся в любом дистрибутиве Linux, уж мне-то точно.
А Calculate из "отечественных дистрибутивов" мне импонирует более всех остальных "отечественных". Но это, скорее всего, из-за Gentoo.

Разумеется, весь этот комментарий IMHO.
Slavik
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
14:08
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийLexDРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
«Патриотические чувства» - это все фанаберия. Выбирать нужно то, что лучше и больше подходит именно вам.

"Требований к ОС для домашних пользователей нет" - они есть: это индивидуальные предпочтения потребителей, которые необходимо изучить и удовлетворить, создав соответствующий продукт.
LexD
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
14:23
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийSlavikРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
"это все фанаберия"
В последнее время слово это ("патриотизм") сильно в ходу, но далеко не всегда уместно.
В скобках имеется уточнение: "что бы это ни значило".
Slavik
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
14:42
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийLexDРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Да, «патриотизмом» удобно прикрываться.
choice
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
21:38
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийLexDРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Старался формулировать предложения с однозначным прочтением с первого раза, но всё равно недосмотрел, эх, но текст большой, не отшлифовал до конца. Нужно было хотя бы так:
"Домашние пользователи могут устанавливать всё, что угодно, требований к ОС для них нет, только для компаний с гос. участием."
Конечно у вас есть пожелания и даже требования к своей ОС, но, очевидно, что мало кого они волнуют и мало кому интересно, смогли ли вы внятно сформулировать их для себя. Если что случится, то вы сами себе режиссёр с вашим IMHO.
Государство принимает меры для своих структур, а нам, его гражданам, интересно, как оно это делает и что получается. На гос.службе будут следовать требованиям, а на дом они не распространяются, хотя некоторым служащим желательно их соблюдать и дома. Вот и смотрим, удобно ли будет дома с учётом этих требований, может имеет смысл придерживаться их частично, используя не прямо из реестра, а домашний вариант от разработчика из реестра. Это не патриотизм.
Админ даёт возможность поправить текст, но пусть останется как есть, раз уж отдельно поговорили.
Hargard
Активный пользователь
Активный
02.01.2024
09:46
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийchoiceРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
>> "Домашние пользователи могут устанавливать всё, что угодно, требований к ОС для них нет, только для компаний с гос. участием."
Нет, не могут. И с требованиями у них всё в порядке:
1) ОС должна устанавливаться молниеносно, без танцев с бубном и чтения многостраничных портянок
2) Пакеты ставятся из одного графического стора (с богатым выбором таковых) и при этом не должны быть протухшими/засохшими
3) Игори должны подтягиваться из того же Стима/Лютриса (которые кстати должны быть в оффрепах каждого "десктопного" линукса) без лишних телодвижений и нытья в саппорт ТГ-каналах
5) Лицоглашение должно быть адекватное, с полной свободой коммерческого использования. А не как у этих ваших "свободных" "отечественных" с портянкой похлеще редмондовской.
choice
Активный пользователь
Активный
02.01.2024
10:10
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийHargardРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Убедили, думаю добавить: "Домашние пользователи не могут устанавливать себе что угодно, есть требования от Hargard."
LexD
Активный пользователь
Активный
02.01.2024
12:00
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийchoiceРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
1. Вот снова и опять. Недавно обсуждали:
https://pingvinus.ru/gallery/5012#c97046
п.1.

Специально написал: "В силу своего характера". Придирками я их назвал лишь потому, что не смог подобрать более подходящего слова.

2. Насчёт государства и структур:
Работаю в частной шарашке, но, боюсь, глобальные изменения в сфере ИТ рано или поздно и так или иначе затронут и меня. И как физлицо.

3. Насчёт патриотизма:
Можно по всякому относиться к этому слову, явлению, НО!
Лично мне действительно очень хотелось бы пользоваться отечественным чем-либо. Не по названию в реестре, а по сути!
К сожалению, на текущий момент времени ежели и имеется что-либо отечественное (по сути), то оно либо отвратительно по качеству, либо стоит диких денег.
За редким исключением. В плане ИТ также, вероятно. С непрофессиональной точки зрения любителя, разумеется.

4. Насчёт формулировок:
Что до Вашей статьи, опять же, придирки мои придирками как таковыми не являются.
Насчёт правок: я бы не стал ничего менять.
Посмотрел, чем отличается дистрибутив от ОС. Действительно, разница имеется, не знал.
Что до моих невнятных формулировок в плане требований к ОС, никогда особо не задумывался, при желании, разумеется, вполне возможно сформулировать их внятно.
Но это никому не интересно.
https://pingvinus.ru/note/rus-distros-for-home-user#c97473
У меня не совсем такие, а точнее совсем не такие. Кроме, может быть, 1). У Hargard требования для идеальной ОС.

5. По итогу (что я, собственно, и хотел сказать в первом комментариии):
Люблю сравнительные обзоры; весьма часто, когда нужно выбрать что-либо, прибегаю к подобным публикациям.
К сожалению, по большей части, многие сравнительные обзоры (на многих других ресурсах) очень коротки, малоинформативны, и, судя по всему,
не основаны на личном опыте автора.
В отличие от Вашего!
И да, я называю эту статью обзором, хоть на Пингвинусе и публикуется в /note/.
Здесь вопрос терминологии, не разбираюсь, да и не существенно.
Скриншоты для меня также являются обзорами.

6. (P.S.) Кто-то сказал как-то, что если публикация вызвала обсуждение, то она удалась.
Эта явно удалась!
choice
Активный пользователь
Активный
02.01.2024
15:10
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийLexDРодительский комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
Спасибо за отклик. К вам хорошо отношусь и это трудно будет изменить.
Так старательно шлифовал формулировки, и вот вижу, что кажется не так меня поняли, почему-то уходят в сторону. Не придирки удивляют, а просто для меня неожиданно, это же не троллинг. И кто? - Приличные участники. Есть анекдот на эту тему про экзамен по зоологии, расскажу как-нибудь.
Ещё хочу сказать (уже другим), что я не агитатор за "наше", я просто мониторю обстановку и, надеюсь, этим полезен, потому что не каждый может уделить этому много времени. Буду рад, если наши выйдут на хороший уровень, но пока, по картине и тенденциям, этого не ожидается. Пользоваться можно, но нужны навыки, т.е. обычным людям будет непросто.
Arbichev
01.01.2024
14:56
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
"Начинал я с ALT Workstation и невозможности установки с Ventoy, но примерно через два месяца проблему решили."
Я к этому тоже приложил руку, в свое время создал багрепорт №40972. Среди разработчиков Альт есть люди, которые очень болезненно реагируют на замечания, эти замечания они считают критикой и реагируют на них весьма болезненно, типа: "А нам это не надо, если разработчики Ventoy хотят, чтобы Альт грузился, вот пусть у себя и дорабатывают".
xKDE
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
15:03
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийArbichevРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Тут я полностью согласен с альтовцами) И вообще, это во всем виноват RedHat!
Albozaur
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
15:44
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийxKDEРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Массоны жи!
xKDE
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
15:50
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийAlbozaurРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Да нет, форкнутый загрузчик RH первой волны оказывается не умеет в мультибут)
choice
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
18:01
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Вы знаете, что заглавную картинку формирует Админ и, в данном случае, на неё можно посмотреть как на результат голосования. Первые два места понятны и зависят от имеющихся навыков, а дальше старая лошадь борозды не портит, поэтому с альтернативами спешить не будем.
evgnor86
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
18:09
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+3
войдите, чтобы ставить лайки
Альтовцы занимаются фигней, скрещивая рпм и апт. Надеюсь они когда-то одумаются, а я продолжу обходить их поделие стороной.
evgnor86
Активный пользователь
Активный
01.01.2024
18:11
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+4
войдите, чтобы ставить лайки
Работа проделана феноменальная - это и про тестирование и про статью! Огромное спасибо!
peguser
02.01.2024
01:21
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+3
войдите, чтобы ставить лайки
По поводу Альта. Ещё лет пять назад, до того как окончательно пересел на Манжару, пытался его попробовать. Тогда, кажется, ещё Workstation К9 был. Он ставился, но загрузчик волшебным образом не находился - с точки зрения UEFI не было такой системы. Я честно пытался трижды, потом плюнул...
Minor748
Активный пользователь
Активный
02.01.2024
02:13
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийpeguserРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Аналогично, ставил в декабре, но мне одной попытки хватило, чтоб плюнуть на это
[аноним]
03.01.2024
11:08
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийpeguserРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
КАльт 10.2.1 ничего. Даже файрвол в настройках появился.
funti2f
Активный пользователь
Активный
02.01.2024
17:09
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Пробовал Calculate. Тяжело там с софтом. ALT - нет режима прайм nvidia для переключения графики с intel на nvidia. Поэтому только Минт для меня домашний линукс.
Minor748
Активный пользователь
Активный
02.01.2024
17:33
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийfunti2fРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Дополнительное ПО, которого нет в репах (или есть), можно поискать тут — в дополнительных оверлэях сторонних

https://gpo.zugaina.org/app-editors/
scorpii
Активный пользователь
Активный
02.01.2024
17:35
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийfunti2fРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Интересно, с каких пор в мире генту тяжело с софтом?
Какого переключателя нет? Драйвер для начала пробовали менять?
altabel
Активный пользователь
Активный
04.01.2024
17:07
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Наши OS - это когда хотя бы ядро отечественное, а так Linux - международная операционная система.
fallen
Активный пользователь
Активный
05.01.2024
13:49
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
лоейс завез с удовольствием, приятное чтиво..
хз, что такое "отечественные дистры", не мое это.. да и сомнения имеются на счет отечества gnu/linux систем как таковых (ядро, прикладное по, сисда, иниты и тд - с миру по нитке вроде как) но труд заценил, чойс красавчик! +
fallen
Активный пользователь
Активный
05.01.2024
13:58
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
с xKDE, солидарен как всегда..
наплюсил и ему пол ветки за одно ;p
MnjrIlya
Активный пользователь
Активный
16.01.2024
13:42
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Если не учитывать импортозамещение, то я бы порекомендовал один из этих дистрибутивов:
- Ubuntu budgie (Для уютного использования)
- Ubuntu studio (Для творчества)
- Fedora (Для любителей минимализма)
choice
Активный пользователь
Активный
16.01.2024
18:21
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMnjrIlyaРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Добро пожаловать в тусовку!
Если не учитывать ... Да, ещё недавно выбирали из всего многообразия, сайт как раз об этом, а теперь появились соображения, а не взять ли что-нибудь с нашими репозиториями.
Вижу по другим комментариям, что не все до конца осознают терминологию. Наши - это когда наши сограждане отбирают софт и просматривают его (надеюсь). Это не локальные зеркала каких-то проектов, а именно наши репозитории под нашим управлением.
Так вот оказалось, что выбор совсем не велик и от пользователей требуются навыки выше среднего, но пользоваться можно.
Вы предложили известные варианты при условии, "если не учитывать", их уже обсуждали. А если подумать о ситуации, то Ububntu - компания, живущая по их законам, а Fedora, хоть и сообщество, но делает то, что говорит другая компания. Так что вопрос "а не лучше ли взять Debian, Arch или Gentoo?" уже имеет больше оснований, чем просто поговорить.

Написать комментарий

Ваше имя:
Текст комментария:
  • Уважать других.
  • Не ругаться.
  • Без оскорблений.
  • Без грубости.
  • Не переходить на личности.
  • Писать на русском языке.
  • Без политики.
  • Без флуда.
Правила