Ubuntu 23.10 «Mantic Minotaur». Linux новости

Ubuntu 23.10 «Mantic Minotaur»

79
Лайков: +6
войдите, чтобы ставить лайки

Ubuntu 23.10

Ubuntu 23.10
Версия:23.10
Дата релиза:12 октября 2023
Предыдущий релиз:23.04 от 20 апреля 2023 (пресс-релиз)
Кодовое имя:Mantic Minotaur
Ядро Linux:6.5
Страница:Ubuntu

Состоялся релиз дистрибутива Ubuntu 23.10 «Mantic Minotaur». Данный релиз не является LTS версией. Срок поддержки обновлениями — 9 месяцев (до июля 2024). Тем пользователям, которым требуется долгосрочная поддержка (LTS версия), рекомендуется использовать Ubuntu 22.04 LTS.

Ubuntu — дистрибутив от компании Canonical. Использует GNOME с немного модифицированным интерфейсом рабочего стола. Подходит для новичков. Использует пакетный менеджер apt. Формат пакетов: DEB и Snap.

Ядро Linux 6.5

Используется ядро Linux 6.5.

Ядро Linux 6.5
Ядро Linux 6.5

 

Некоторые специфические изменения ядра для Ubuntu:

  • Использование алгоритма zstd для сжатия модулей, что сокращает время загрузки.
  • Набор патчей Apparmor/Stacking LSM.
  • Обновленный набор патчей shiftfs.
  • zfs 2.2.0~rc3
  • Улучшенные настройки .config для low-latency задач, ориентированных на desktop.
  • По умолчанию включен multi-gen LRU (MGLRU).

GNOME 45

Среда рабочего стола обновлена до версии GNOME 45.

Некоторые изменения в GNOME 45:

  • Новый индикатор активности для переключения виртуальных рабочих столов.
  • Больше приложений переведено на GTK 4 и Libadwaita.
  • Несколько новых настроек.
  • Улучшена производительность.
  • В файловом менеджере добавлены настройки колонок для режима Список.
  • И другие изменения...
GNOME 45
GNOME 45

 

Новый магазин приложений — Ubuntu App Center

Предложен новый центр приложений Ubuntu App Center, который был написан с нуля с использованием фреймворка Flutter. Поддерживаются DEB и Snap пакеты. Информация о Snap-приложениях загружается из Canonical Snap Store.

Центр приложений
Центр приложений

Также добавлено новое отдельное приложение Firmware Updater, предназначенное для обновления прошивок, что позволяет не использовать постоянно работающий в фоновом режиме процесс магазина приложений.

Firmware Updater
Firmware Updater

Пакеты

Обновлены пакеты до более новый версий. Некоторые изменения:

  • Firefox 118
  • LibreOffice 7.6
  • Thunderbird 115.2 «Supernova»
  • Shotwell 0.32.2
  • Transmission 4.0.2
  • GCC 13.2.0
  • binutils 2.41
  • glibc 2.38
  • Python 3.11.6 (также доступна версия 3.12.0)
  • Perl 5.36.0
  • LLVM 16 (также доступна версия 17)
  • systemd 253.5
  • Docker 24.0.5 (теперь поставляется с плагинами docker-buildx и docker-compose-v2)
  • Netplan 0.107
  • Rust 1.71
  • OpenJDK 17 и OpenJDK 21
  • .NET 7.0.110 и .NET 6.0.121
  • Golang 1.21
  • BlueZ 5.68
  • Cairo 1.18
  • NetworkManager 1.44
  • Pipewire 0.3.79
  • Poppler 23.08
  • xdg-desktop-portal 1.18
  • И другие...

Firefox в режиме Wayland

Предустановлен браузер Firefox 118. Firefox поставляется в виде Snap-пакета, который теперь по умолчанию использует Wayland. За счет этого улучшен рендеринг шрифтов на HiDPI экранах, а также поддерживается управление жестами.

Firefox 118
Firefox 118

 

Тайлинг

Для GNOME предустановлено расширение Tiling Assistant, которое добавляет базовые функции тайлинга. Теперь можно разместить равномерно 4 окна по рабочему столу. До этого поддерживалось только автоматическое размещение 2 окон (слева и справа).

Расположение окон плитками по 4
Расположение окон плитками по 4

 

Улучшение безопасности

Реализована предварительная поддержка аппаратного полнодискового шифрования, при котором ключи шифрования хранятся в модуле Trusted Platform Module (TPM, «Доверенный платформенный модуль») и восстанавливаются автоматически с помощью аутентифицированного загрузочного ПО, что позволяет пользователю не вводить пароль шифрования при загрузке системы. В следующей версии Ubuntu 24.04 LTS планируется расширить аппаратную поддержку данной функции, а также расширить доступные настройки и возможности управления шифрованием.

В ядро Ubuntu добавлена поддержка дополнительного режима, который требует от программ наличие профиля AppArmor. Профиль AppArmor позволяет приложениями использовать пространства имен непривилегированных пользователей (unprivileged user namespaces). По умолчанию режим отключен. При активации режима, он влияет на все непривилегированные программы, к которым, например, относятся некоторые типы контейнеров и программы, которые используют «песочницы». Отмечается, что это первый шаг к тому, чтобы снизить вероятность атак, связанных с доступом программ к user namespaces.

Компонент software-properties обновлен до версии 0.99.37. В новой версии улучшена безопасность использования PPA репозиториев за счет новой системы хранения ключей.

Минимальная установка по умолчанию

По умолчанию Ubuntu теперь устанавливается в режиме minimal, при котором выполняется установка только самых необходимых компонентов. Также доступен режим Expanded Installation, при котором дополнительно устанавливаются некоторые программы, например, LibreOffice и Thunderbird.

Также в программе установке добавлена возможность использовать файловую систему ZFS (функция отмечена, как экспериментальная).

Поддержка ZFS
Поддержка ZFS

Унификация настроек сети для Ubuntu Desktop и Server

Сетевые настройки в Ubuntu теперь выполняются с использованием утилиты Netplan, которая применяется в серверной редакции Ubuntu Server. Netplan использует декларативных подход к конфигурации, используются файлы в формате YAML.

Поддержка Raspberry Pi 5 и SiFive HiFive Pro P550

Для Ubuntu 23.10 Desktop и Server поддержка одноплатных компьютеров Raspberry Pi 5 и SiFive HiFive Pro P550.

Скачать Ubuntu 23.10

 

Формат образа: ISO

79
  • Опубликовано: 16.10.2023

Комментарии

olegus
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
10:55
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Эх, Thunderbird всё таки изменила иконку.
[аноним]
16.10.2023
11:51
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийolegusРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
В иконке ли дело? Иконка скрылась в треё и не отсвечивает, помогает звук о пришедшем.
oldHDD
17.10.2023
08:50
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийolegusРодительский комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
Кстати, да. Новые иконки Firefox и Thunderbird потеряли свою узнаваемость. Какого овоща?
olegus
Активный пользователь
Активный
17.10.2023
11:09
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийoldHDDРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Эта пара ещё забывается обычными юзерами к сожалению, если раньше Firefox был можно сказать стандартом на компе, то теперь Яндекс (((
Pr13rak
Активный пользователь
Активный
17.10.2023
12:22
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийolegusРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
А кому она нужна? Почта сейчас ну скажем нужна для регистрации и спам собирать. А что касаемо фокса после их отношения в сторону нашей страны - давай до свидания, да и в целом на сегодняшний день уже от браузера хочешь больше чем просто движок которые быстро загружает, необходимы свои фишки. Таким для меня стал Яндекс браузер, его способность переводить видео, интересная интерпретация группы вкладок, да и скорость вполне на уровне
olegus
Активный пользователь
Активный
17.10.2023
14:41
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийPr13rakРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Почта кому как. Но Firefox то что сделал? Поисковик Яндекса добавляется и работает, госуслуги без проблем открывает. Не знаю как у Вас, Яндекс Браузер жрет ОЗУ как последнее поделие от M$ и тормозит даже на Core I5-8400 и интерфейс у него, без криков не поймёшь куда нажимать.
Pr13rak
Активный пользователь
Активный
17.10.2023
15:44
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийolegusРодительский комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
Яндекс браузер жрёт где? какая система? Да и интерфейс типичный хромоподобный, естественно что после фокса кажется всё иначе. Меня лично уже никуда не оттянешь яндекс браузера, всё работает как часы, ещё и плюшки из коробки
olegus
Активный пользователь
Активный
17.10.2023
16:24
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийPr13rakРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
У меня от 3 вкладок на Ubuntu MATE он использовал 1,5 ГБ.
Pr13rak
Активный пользователь
Активный
17.10.2023
17:46
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийolegusРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
а фокс сколько при тех же условиях?
olegus
Активный пользователь
Активный
17.10.2023
17:51
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийPr13rakРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
700 МБ.
Pr13rak
Активный пользователь
Активный
17.10.2023
18:07
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийolegusРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Нужно будет замерить)))) Но в целом предполагаю, что дальнейшее добавление вкладок в яндекс браузере не сильно изменит потребление, в том время как фокс скорее всего догонит яндекс, но пока это только теория. Интересно даже стало....
olegus
Активный пользователь
Активный
17.10.2023
18:57
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийPr13rakРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
И ещё один момент, Яндекс может активно использовать Swap. Тогда как лис этого не делает(правда все замеры делались из официальных источников на Mozilla org) как там на deb rpm snap не знаю.
Pr13rak
Активный пользователь
Активный
17.10.2023
19:18
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийolegusРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Ну вообщем у меня ноут с кубунту. i5-7300 12gb озу и nvidia 1050. Яндекс браузер установлен из deb, холодный старт, открыл 3 вкладки сайт пингвинус, сайт дзен (потому что прожорливый) и юутуб. Яндекс с ходу стал потреблять 1 гб, через 10 мин 800мб. Фокс я пытался поставить из deb, но он не может удовлетворить зависимости, так что будет snap, холодный старт, те же 3 вкладки, в диспетчере процессов снап фокса нет и поэтому если смотреть по общему потреблению, то получается плюс минус одно и то же. Возможно с деб версией фокса ситуация другая будет, но у меня деб не ставится, даже если его скачать из сети самостоятельно, через apt ставится snap, можно поставить flatpak, но не вижу смысла. Так что где там 1,5Гб не ясно
olegus
Активный пользователь
Активный
17.10.2023
19:40
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийPr13rakРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Ну у кого как себя ведёт. Когда я на Ubuntu MATE менял snap на deb версию я сделал так:
dpkg -i firefox.deb
После этого ошибка зависимостей.
apt --fix-broken-install
После этого исправилось.
Evg197
Активный пользователь
Активный
18.10.2023
04:20
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийPr13rakРодительский комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
>> А что касаемо фокса после их отношения в сторону нашей страны...<<
Тогда и intel, amd, ubuntu тоже досвидание скажите, а то какие-то полумеры у вас :)
olegus
Активный пользователь
Активный
18.10.2023
05:31
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийEvg197Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
А смысл этих мер? Ну и что что сайт Intel не открывается. Ubuntu
работала, работает и будет работать.
Evg197
Активный пользователь
Активный
18.10.2023
06:29
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийolegusРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Так фаерфокс тоже работает и будет работать.
oldHDD
20.10.2023
14:06
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийEvg197Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Кто кинул пользователей из-за политики - легко кинет ещё раз.
choice
Активный пользователь
Активный
20.10.2023
14:17
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийoldHDDРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Юр.лица подчиняются законам в месте регистрации как минимум формально, а вот как всё на самом деле - вопрос для изучения.
Времена такие настали, кинуть может почти любой по любому поводу и без него. Мало кто думает о репутации, даже японцы, у которых это в традициях, уже бросают напрягаться.
Pr13rak
Активный пользователь
Активный
18.10.2023
12:12
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийEvg197Родительский комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
Так тут дело не в полумерах, а в юморе, если интел амд и убунту по большей части прекратили бизнес потому что банально сложности денежными транзакциями. То у фокса удалить из стандартной поставки для России яндекс поисковик какой резон был? Типа мы вот тебе злой русский, сам теперь ставь свой поисковик. Ну смешно же
oldHDD
20.10.2023
14:02
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийPr13rakРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
У меня и моих клиентов почта востребована. Деловая переписка, документы и т.д. и т.п. Мессенджеры не смогли её заменить на все 100%
Pr13rak
Активный пользователь
Активный
20.10.2023
16:02
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийoldHDDРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Я по большей части имел ввиду для домашнего использования. Но в целом оно в рабочей среде уже устарело. На работе использовали телеграмм, создавали тематические группы (разработка, дизайн, итд), каждый клиент имел отдельную переписку, в ней же хранились различные файлы от клиента, мне показалось в разы удобнее почты, ну каждый выбирает сам свой путь
LexD
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
11:30
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Snap'ы дискредитированы.
"Предустановлен браузер Firefox 118. Firefox поставляется в виде Snap-пакета"
Совершенно не понимаю зачем пихать Snap вместо нативного в образе.
Minor748
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
11:59
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийLexDРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Это политика Каноникал, которой они последовательно придерживаются уже длительное время.
Что не говори, но Юбунту — один из ведущих дистрибутивов и задающих тон, так что "Одним можно, а другим нельзя".
LexD
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
12:01
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMinor748Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Рад за них безмерно. Не разделяю их взглядов.
AkhmedSataja
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
12:28
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMinor748Родительский комментарий
+5
войдите, чтобы ставить лайки
То же мне, политика. Как и внедрение ведущими компаниями вроде AMD и Intel тех же AMD PSP и, как я здесь узнал Intel ME, как и слив данных пользователей разными корпорациями.
Я одного понять не могу - да, за нами хотят следить, но разве купив устройство, то есть, потратив на него деньги, я не имею полное право получить его в полное распоряжение?
Про политику Android аля "мы будем обнавлять ваш телефон хоть в нем и гиг оперативы и он превратится в кирпич, при чем отключить в его не сможете" я лучше промолчу. Ровно, как и про политику мягкомелких, ибо с ними и без того все ясно было с самого начала.

А вот куда идут подавляющее количество дистрибутивов Linux, ровно, как и самое оное ядро, вот это уже серьезная проблема.
Minor748
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
12:48
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийAkhmedSatajaРодительский комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
А вот это очень хороший вопрос, на самом деле — кто владелец устройства, мы его покупаем или приобретаем право попользоваться? И подоплёка правильная, сам всё чаще это наблюдаю.
olegus
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
14:59
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийAkhmedSatajaРодительский комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
По этой причине сохраняем памятки по BSD-системам. Кстати, как у вас там с PAPyRUS?
AkhmedSataja
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
16:05
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийolegusРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Плохо. Я не понимаю, в чем там проблема. Он валиться при попытке выполнить функцию "записать атрибут" в класс StyleItem si->set_attr(STYLE_TAG, (void *)tag); //tag - имеет тип данных int, сама функция являет собой сплошные преобразования из (void*) в char*, int и так далее.


void
StyleItem::set_attr(StyleAttrType t, void *value) {


printf("StyleItem Init: started\n");
switch( t ) {

case STYLE_NAME:
if( _name != NULL ){
delete _name;
}

printf("STYLE_NAME\n");
_name = strdup((char *)value);
break;

case STYLE_ALIGNMENT:
printf("STYLE_ALIGNMENT\n");
_alignment = reinterpret_cast<StyleAlignType &>(value);
break;

case STYLE_FLINE_MARGIN:
printf("STYLE_FLINE_MARGIN\n");
_fline = (unsigned int)value;
break;

case STYLE_BOTTOM_MARGIN:
printf("STYLE_BOTTOM_MARGIN\n");
set_bmargin((unsigned int)value);
break;
/*еще куча case, сюда не вместилось*/


case STYLE_FONT:
printf("STYLE_FONT\n");
_font = (FontItem *)value; /*как вот это происходит я вообще не понял*/
break;

default:
printf("StyleItem::set_attr: StyleAttrType %d not allowed\n", (int)t);
fprintf(stderr,
"StyleItem::set_attr: StyleAttrType %d not allowed\n", (int)t);
}
}

Словом, какая-то ерунда. Сам класс StyleItem наследует класс Margin и в этом нет ничего плохого, он, видимо, так получает возможность использовать функции set_bmargin(/*..*/) и так далее.

Меня сумащает, что на моменте

case STYLE_TAG:
printf("STYLE_TAG: Init\n");/*printf написан мной, ибо я так и не освоил gdb*/
_tag = (int )value;
printf("STYLE_TAG: Init2\n");/*этого не выводит, так что явно ошибка на строчку выше*/
printf("STYLE_TAG%d\n", _tag);/*как и здесь*/
break;
он вылетает с Segmentation fault (core dumped) .

Пробовал reinterpret_cast использовать - та же ерунда. Кстати, каким-то образом он записывает значение первого _tag как 168? Короче, работы тут непочатый край. Еще даже не начало.
AkhmedSataja
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
20:13
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийAkhmedSatajaРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Буду благодарен за помощь с соответствием типов данных. Он преобразует все в void*, а затем: в int, char, и так далее. И все это вылетает с Segmentation fault (core dumped).
Minor748
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
15:15
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийAkhmedSatajaРодительский комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
Про это пишут в лицензионных соглашениях и условиях использования программных продуктов, но кто их читает?..

Взял Андроид для примера, как самый распространённый вариант

https://policies.google.com/privacy?hl=ru#infocollect
См. пункт №9
https://play.google.com/intl/ALL_ru/about/developer-distribution-agreement.html
HomeAlone
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
15:48
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийAkhmedSatajaРодительский комментарий
+5
войдите, чтобы ставить лайки
У федоры вообще есть пункт, по которому подсанкционные страны не могут использовать их ПО:

https://docs.fedoraproject.org/en-US/legal/export/

Ну и убунта этим же грешила в прошлом году, если кто забыл. Так что "свободное" ПО не такое уж и свободное. Технократы загоняют весь мир в рамки т.н. "инклюзивного капитализма" - когда всё в жизни будет по подписке. Но не для всех, а только для "надёжных" граждан с положительным соц.рейтингом. Возможно, кому-то это может сейчас показаться смешным, неправдоподобным, но ситуацию 2019-2020 годов тоже никто себе не мог представить, в здравом уме. Обычный капитализм изживает себя со своими кризисами перепроизводства, финансовыми кризисами, вызванными фиатной политикой. Вот и придумали технократы новый порядок. То, что мы наблюдаем, это только начало. Дальше будет интереснее :)))
olegus
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
16:10
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийHomeAloneРодительский комментарий
+3
войдите, чтобы ставить лайки
Спаси и Сохрани в таком мире жить.
Pr13rak
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
21:39
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийHomeAloneРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
А кто-то верил в абсолютную свободу?! Да ладно, капитализм, политика, без них ничего не обходится. Насчёт социального рейтинга, у нас в каком институте проводят эксперимент, берут пример с Китая. Но вот если сходу, это же чистейшее зло, но если вдуматься, если для человека сложно оставаться человеком, то может ему общество не нужно?! Социальный рейтинг и так у каждого внутри, если говорить о человеческой составляющей, ну а если рассматривать человека в рамках государства и тут ничего сложного, работаешь, платишь налоги, радуешься жизни и рейтинг будет нормальный. Другой вопрос, а господа чиновники согласны иметь честный рейтинг?! Вот тут уже вопрос, так вопрос. Но у нас система не приживётся, менталитет не тот, да система правления не подходящая. И на данный момент мы наблюдаем очередной глобальный экономический кризис, и пересмотр взаимоотношений стран, создание новых глобальных союзов и выборы нового путь экономического развития
AkhmedSataja
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
21:45
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийPr13rakРодительский комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
У. Все ясно.
HomeAlone
Активный пользователь
Активный
23.10.2023
20:51
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийHomeAloneРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Кстати, кому интересно, нашёл подобные пункты в лицензиях Убунту и ОпенСусе. Эти продукты так же стоит рассматривать, как субъекты закона США об экспорте.

https://ubuntu.com/legal/ubuntu-pro-service-terms

https://en.opensuse.org/openSUSE:License

То бишь, если дяди в вашигтоне решат, что в каком-то регионе живут неприятные им люди, то эти люди не должны иметь возможности пользоваться интеллектуальной собственностью дядей из вашигтона.
Pr13rak
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
21:28
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийAkhmedSatajaРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Честно говоря много слов и ноль подтверждений. Я не защищаю злых корпоратов, но Андроид это ось, устройства обновляет производитель, да и на дешёвые смарты если и приходит обнова то это прям подарок какой-то, ну в целом от обновления можно отказаться, оно не устанавливается без соглашения пользователя, сколько смартов было везде было именно так. Что касаемо ядра, ну раз такая паранойя то придумали и свободную прошивку биоса и ядро почищенное от проприетарщины, да что там, целый дистрибутив придумали, пользуйтесь на здоровье. Насчёт слежки за пользователем, ну тут никуда не деться, маркетинговые исследования, чтобы такого на основе полученных данных ещё впарить никто не отменял, иного способа получить от пользователя чего он больше всего хочет нет. А чем Вас политика микрософт не устроила? Внедряют линукс во все корпоративные сферы как могут, уже и про свой виндовс забыли. Ну насчёт Убунту, хорошая система, пользовался одно время, но гном никак не заходит, сейчас на ноуте Кубунту и работает как часы, всё устраивает. И да, с новым гномом убунту совсем визуальную идентичность растеряет ибо дизайн визуальной темы там уже очень ограничен.
AkhmedSataja
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
21:44
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийPr13rakРодительский комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
А ничего, что а) от обновления нельзя отказаться, это прямо при первом запуске вам говорят прямым текстом. б)обновление смартфона (я молчу, что оные в их современном виде вообще изврат тот еще) далеко не подарок, а, как правило, конченый треш.

Насчет слежки - скажите, вам понравиться, если за ваши будут наблюдать, как вы, скажем, моетесь, или справляете нужду? И еще имея возможность вмешиваться в этот процесс?

Политика мягкомелких, да и, при всем моем к ним уважении, IBM'а тоже, меня не устраивает тем, что, как вы выразились "внедряя Linux везде", они вполне себе могут купить на оный права, или, как минимум настолько усилить свое влияние в сообществах его разрабатывающих, что оные будут делать все, что им скажут и внедрять любую проприетарную хрень. И не надо мне про лицензии говорить. Они это смогут сделать и сделают в конечном итоге.

Насчет свободной прошвки биоса - это не поможет, если есть Intel ME или его AMD'шный аналог, а они, ЕМНИП, есть в подовляющем большинстве современных плат для ПК, ноутбуков. Хоть запрошивайся. А если взломать Intel ME, как я читал, можно и вовсе получить перезагрузку компа через 30 сек. после запуска.

P.S.В дальнейшей дискуссии на данную тему не вижу смысла, ибо нет желания Вас переубеждать.
Pr13rak
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
21:59
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийAkhmedSatajaРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Будьте так добры, назовите модель смартфона на котором нельзя отказаться? Интересно и откуда же за мной будут наблюдать как я моюсь или как я справляю нужду? Ну а насчёт ME, ну что сказать, технологии не наши, оборонка страны производителя бдит и следит. Да и в целом, если вы не занимаетесь незаконными делами на международном уровне, то простите вы не интересны для слежки
Конь
16.10.2023
22:42
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийPr13rakРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Realme C25Y, на нём нельзя отказаться от обновлений, только если гуглосервисы вырубить.
Pr13rak
Активный пользователь
Активный
18.10.2023
13:16
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийКоньРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Честно говоря удачное совпадение, но у отца такой, и если обновления приходят то просто висят и ждут подтверждения, если мешает иконка вверху просто смахнул уведомление, да после перезагрузки уведомление снова появится, но снова смахнул и всё. Но Меня больше удивляет что вы не желаете ставить обновления на c25y, данная модель с обновлениями только лучше становится. А точно и не стоит забывать, а о том что есть обновления, а есть патчи безопасности, так вот могу предположить что от патчей безопасности отказаться нельзя. Но если уж настолько жесткая паранойя, то просто пользуйтесь муляжом смартфона, и вам спокойнее и в инете будет меньше идиотизма. Тем более что тот же C25Y современный смарт и все обновления проходят отлично, вы ещё сами будете жалеть о том что на новый андроид смарт не обновится, так как бюджетки рилми только патчами безопасности балует и всё. Очередной юный хакер, гугл сервисы вырубить, вас 7 миллиардов, пользователей сети и устройств ну пускай половина, никто за вами не следит, вы попросту не интересны, максимум общую базу данных предпочтений собирают, чтобы делать более интересные предложений относительно продуктов и услуг. Кому вы все нужны, тратить колоссальные человеческие и энергетические ресурсы, что бы следить за Васяном который в ютубе живёт и попу почёсывает.
oldHDD
20.10.2023
14:09
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMinor748Родительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Убунта идёт в кильватере Федоры. Все свои фишки выбросила на мороз ради мейнстрима. А снапы это очередная попытка вытоптать себе личную полянку.
Minor748
Активный пользователь
Активный
20.10.2023
19:11
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийoldHDDРодительский комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
Соглашусь. Если уж они хотят так внедрить свой формат пакетов новый, не даёт им это покоя, то пусть. Но пусть он будет открытым для других, иначе получится как в видео

https://video.ploud.jp/w/3HCivWstdGsa6xNAsuWgTv
Андрей
16.10.2023
11:39
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Раньше ubuntu была интереснее и понятнее, а сейчас убунту сильно перегружена.
Pr13rak
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
22:04
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийАндрейРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
а раньше это когда?
vantiki
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
13:41
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Странное ощущение. В какой раз ловлю себя на мысли, что у Ubuntu релизы все скучнее и скучнее.... Из нового это ядро, гном, да магазин приложений. Эх, надеюсь в 24.04 будет что то стоящее.
breeder
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
14:02
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийvantikiРодительский комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
24.04 будет LTS. не стоит ждать в нём новинок, возможно и не всё, что было в промежуточных релизах войдёт в LTS.
Serg
16.10.2023
13:47
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
Я не великий спец в линуксе, но отдал предпочтение минту. Кмк убунта медленно но уверенно идёт "не туда"
ikosta
16.10.2023
14:10
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
Раньше каждый релиз Ubuntu вызывал интерес, сейчас - нет. Федора интереснее выглядит.
Mockingbird
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
15:02
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийikostaРодительский комментарий
+4
войдите, чтобы ставить лайки
Fedora это "дистрибутив для экспериментов". Точнее они направлены на новые разработки, а конечный пользователь это "домашний пользователь". Для корпоративного использования есть Red Hat enterprise Linux.

В Ubuntu вначале ориентировались на домашнее использование, но став своеобразным "стандартом", ориентир сместился на корпоративное использование.
Если посмотреть под таким углом, то:
1) Snap и новый магазин упрощает администрирование, ведь для выполнения рабочих процессов может хватить ограниченного набора программ.
2 ) Улучшили безопасность за счёт TPM и AppArmor.
igorborisov
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
15:21
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMockingbirdРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Как Snap и новый магазин упрощает администрирование?
Minor748
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
15:33
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийigorborisovРодительский комментарий
+3
войдите, чтобы ставить лайки
Пакетные приложения поставляются уже готовыми и цельными, то есть не зависят от других библиотек, которые могут измениться в любой момент.
igorborisov
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
15:54
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMinor748Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Ок, а где тут администрирование
Mockingbird
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
16:34
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийigorborisovРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Ради интереса вбил в поисковик: " цель системного администрирования"

Основной целью системного администрирования является приведение информационной системы в соответствие целям и задачам предприятия или организации.
Для достижения этой основной цели системное управление в AIX построено таким образом, чтобы минимизировать необходимое время и ресурсы, направляемые на управление системой и, в то же время, максимизировать доступность, производительность и продуктивность системы.

https://www.opennet.ru/docs/RUS/aix/3.html
Замените Aix на свою систему, суть мало изменится.

Для примера Администрирование Linux.
https://losst.pro/administrirovanie-linux

" Администрирование Linux - это очень обширная область и, естественно, что мы не сможем полностью охватить ее в этой статье. Но попытаемся охватить основные задачи, которые возникают перед администратором будь то сервера или домашнего компьютера. Вот основные задачи, которые мы рассмотрим:

1) Удаленный доступ;
2) Диагностика сети;
3) Мониторинг ресурсов системы;
4) Проверка работоспособности сервисов;
5) Просмотр логов;
6) Установка программного обеспечения."
igorborisov
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
16:36
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMockingbirdРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Разверну свой вопрос: какие есть проблемы при установке нативных пакетов (не SNAP) в организациях?
Mockingbird
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
16:50
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийigorborisovРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Самый простой пример - конфликт зависимостей.
https://habr.com/ru/companies/otus/articles/743614/
igorborisov
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
16:53
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMockingbirdРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Ну тут либо админ не осилил документацию по пакетному менеджеру, либо разработчики забили на определенный дистрибутив. Всегда считал, что Snap/Flatpak - для дома, а для прода - Docker/Podman
Mockingbird
Активный пользователь
Активный
16.10.2023
21:28
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийigorborisovРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
В эту категорию можно добавить ещё пакетный менеджер nix или запуск виртуальной машины в которой будет нужная версия программы. У проблемы будет несколько вариантов решений в зависимости от уровня знаний "администратора ".

И тут Docker/Podman требуют куда больших знаний, чем snap/flatpak, ведь зайти в магазин приложений и скачать программу умеет любой школьник у которого есть смартфон. При этом программа будет изолирована в отдельном контейнере и в теории это способствует безопасности и понижает вероятность сбоя системы.

https://ubuntu.com/blog/docker-vs-snaps-a-side-by-side-comparison

P.s. сам я не сторонник snap/flatpak. Но их будут активно насаждать.

https://habr.com/ru/articles/433052/

P.s.s в статье интересная теория

"Ценность Ubuntu — не в усилиях мейнтейнеров Ubuntu, а в огромном репозитории ПО, идущем из Debian в форме, когда все приложения хорошо работают друг с другом усилиями тысяч мейнтейнеров отдельных пакетов, являющихся "владельцами" дистрибутива Debian. Canonical добавляет поверх этого свои усилия по полировке результата — и за это любима некоторыми. Добавим чуть-чуть маркетинга и фиксированный lifecycle, который по нраву энтерпрайзу, и получается отличный продукт.
… Который зависит от воли тысяч добровольцев где-то там.

Что совершенно не устраивает почти любую коммерческую компанию. Как разорвать эту зависимость? Правильно, сделав свой комплект приложений. Чем больше своих приложений, тем меньше "взбрыки" в апстриме будут задевать компанию. Достаточно вспомнить историю, когда голосование в Дебиан по поводу systemd похоронило upstart, разрабатывавшийся Canonical"
iPony
16.10.2023
22:19
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийMockingbirdРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Требуется администратор со знанием flatpak
oldHDD
17.10.2023
08:57
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийiPonyРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
И вы здесь?
apushkin72
16.10.2023
14:54
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
устанавливал предрелиз, яндекс-браузер не воспроизводил потоковое видео, стрим на ютубе не работал, незнаю как сейчас, а так приятный убунту стал, можно пользоваться с удовольствием.
Ebidobi
29.10.2023
10:26
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийapushkin72Родительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Это у них норма, такая же проблема может быть в rpm пакете. В Яндексе кодек скачивается отдельно после установки через скрипт ffmpeg-update. Он обращается в репу яндекса к json файлу где пытается взять элемент массива по ключу своей версии. В массиве ссылка на кодек. И вот досада иногда там тупо нет нужной версии.

sudo /opt/yandex/browser/update_codecs 116 /opt/yandex/browser

Вот эта команда решает проблему. Вместо 116 укажи свою версию браузера. После выполнения команды нужно перезапустить браузер
oldHDD
16.10.2023
18:29
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+4
войдите, чтобы ставить лайки
Смотрел бету. Даже подумывал выбрать рабочей системой. Но не стал. Снапы, системд, Вейланд и Гном на проверку себя не оправдали, хотя у меня скромные требования. А для утилизации ресурсов и корпоративных прибабахов есть винда.
Эх, а так хорошо начиналась Убунта...
space-natraj
16.10.2023
20:02
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
Скучный дистрибутив - работает без фокусов, изредка просит обновить пакеты. Работаю на корпоратином Thinkpad T14 на Ryzen, все железо поддерживается вплоть до ридера отпечатка пальца.
Жена хотела макбук, но покрутила мой лаптоп и взяла себе Thinkpad X1 карбончик на Убунте, нравится...
Гном 45 хорош, завезли тайлинг окон. Иногда пользуюсь Qtile, но теперь кажется можно окна раскладывать и в гноме
play4cake
22.10.2023
08:46
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийspace-natrajРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
потому что в леново нативная поддержка железа, начиная от первых thinkpad и всевозможных вариантов и вплоть до gen16 https://ubuntu.com/certified/202004-27845
именно для леново это лучший вариант выбора дистра, даже очень старые древние экспонаты из 10-12 годов, в которых винда давно выкинула поддержку и последнее что то там обновлялось со времен вин 7
в убунте с их патчами ядра - заводится, работает и хорошо распознается с ходу из коробки, это такая особенность и корпоративная ориентированность на ноуты этого бренда, как я понял
UserReady
Активный пользователь
Активный
18.10.2023
07:05
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Кто создавал аккаунт в Firefox (в настройках можно скрывать настоящий e-mail), Opera, есть какая польза?
Snap, Flatpak идея может и хорошая, только не доработанная, зачем хранить гигабайты программ и компонентов на компьютере пользователей, даже если они не установлены и не нужны?
igorborisov
Активный пользователь
Активный
18.10.2023
11:35
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийUserReadyРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Спроси у разработчиков Flatpak и Snap, зачем они продвигают минус своего проекта как концепцию. Они ответят - это фича
LexD
Активный пользователь
Активный
21.10.2023
14:03
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийUserReadyРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Если речь о синхронизации, единожды пробовал в Opera. Пользы не увидел. В Firefox есть .json. Мне хватает.
Использование аккаунта вызывает ряд вопросов в плане безопасности.
unxed
18.10.2023
18:53
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Главное что теперь
sudo apt install far2l
из коробки можно делать!
Kyka
Активный пользователь
Активный
21.10.2023
20:05
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Хочется напомнить здешним обитателям, что теперь в официальных репах есть вариант с Unity, со всеми новшествами, в том числе со снапом. Когда-то, в стародавние времена, когда трава была зеленее, а хлеб дешевле, Ubuntu с Unity набрала огромное количество пользователей и стала самым популярным дистрибутивом. После перехода на гном, многие отказались от Ubuntu. И правильно сделали, между прочим. А сейчас появилась возможность вновь установить старую добрую Ubuntu и ностальгировать в свое удовольствие. Кто хочет попробовать, ловите ссыль:
http://cdimage.ubuntu.com/ubuntu-unity/releases/23.10/release/ubuntu-unity-23.10-desktop-amd64.iso
HomeAlone
Активный пользователь
Активный
21.10.2023
21:03
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийKykaРодительский комментарий
+4
войдите, чтобы ставить лайки
Ностальгия очень интересное явление. Мы с теплотой и нежностью вспоминаем вещи, людей, фильмы, музыку - то что было привычным и любимым в прошлом. Но в конечном итоге, по большому счёту, мы пытаемся пережить те положительные эмоции, которые тогда испытывали. То состояние, как нам кажется теперь, было лучшим. Но это такая фича мозга: всегда идеаллизировать прошлое и недооценивать настоящее. Прошлого не вернуть. Поэтому не стоит откапывать умершую десять лет назад кошку, наряжать её в милый костюмчик и тащить к себе в дом, чтобы вернуть былую радость. Не зря у индейцев есть поговорка: "если лошадь здохла - слезь". Так вот Бубунта давно уже стала той лошадью. Или кошкой. Луше оставить её в прошлом, и не тыкать палочкой. Но это имхо конечно.
x230
Активный пользователь
Активный
21.10.2023
21:28
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийHomeAloneРодительский комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
Сильно!..
Но таки справедливо же!..
Eldignis
21.10.2023
21:26
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийKykaРодительский комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Смущает руководитель проекта. Способен ли он вытянуть такое дело, как сопровождение дистрибутива? Я думаю: вряд ли. Не отталкивает ли его персона серьёзных мэйнтейнеров и разработчиков? Я думаю: отталкивает.

Ну надеюсь, что ошибаюсь, потому что Unity мне нравится. Хотя в пользу моего мнения говорит тот факт, что у них до сих пор Ubuntu 22.04.01 предлагается для скачивания.
Pr13rak
Активный пользователь
Активный
22.10.2023
00:33
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийEldignisРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Да не будет развиваться ни Ubuntu Unity, ни сама оболочка Unity, там индийский школьник у руля, у него уже столько проектов и ни один не работает должным образом. О чём тут можно говорить... Да и в целом, в Unity на десктопе уже нет никакого смысла, Ubuntu повторила её опираясь только на Gnome наработки. Да и сама Unity опиралась на GTK и тормознутый Compiz, за чем всё это в 2023?! Школьник разве как-то развивает оболочку, я например не заметил. А портировать её от версии к версии Ubuntu это уже диагноз
Kyka
Активный пользователь
Активный
21.10.2023
22:38
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийKykaРодительский комментарий
+2
войдите, чтобы ставить лайки
И таки да, установил я эту ubuntu 23.10 unity на реальный компьютер, на SSD. Столько впечатлений, столько впечатлений... и огорчений тоже. Изменений много, но не все работает как раньше. И не работает как раньше тоже. Есть косяки, к сожалению.
Впрочем, это уже другая история.
UBStar
Активный пользователь
Активный
22.10.2023
20:13
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
+1
войдите, чтобы ставить лайки
Не знаю, я опробовал Ubuntu 23.10, могу сказать, что она удалась наконец-то. Во всяком случае у меня не было замечено ни одного глюка. Установщик допилить надо только, а то косяк с раскладкой клавиатуры будет действовать на нервы так же, как когда-то в каламарес. Магазин приложений новый мне понравился, классный, хотя и скучноват, ну и в него установку локальных deb пакетов добавить надо, а то выходит как раньше, gdebi ставить надо отдельно. Ну а в целом, классный релиз. Просто рабочая система без особо мощных нововведений. Меня устраивает)
Kyka
Активный пользователь
Активный
23.10.2023
19:35
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийUBStarРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Непонятно, о какой среде рабочего стола в ubuntu ты пишешь. Если Gnome, то это не то, о чем писал я.
UBStar
Активный пользователь
Активный
23.10.2023
19:37
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарийРодительский комментарийKykaРодительский комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
А где я писал про среду?
HomeAlone
Активный пользователь
Активный
25.10.2023
09:32
Постоянная ссылка на комментарийПостоянная ссылка на комментарий
0
войдите, чтобы ставить лайки
Мне одному новый логотип бубунты напоминает три шестёрки? И этот ещё, с рогами... Совсем не палятся, сатанюги )))

Написать комментарий

Ваше имя:
Текст комментария:
  • Уважать других.
  • Не ругаться.
  • Без оскорблений.
  • Без грубости.
  • Не переходить на личности.
  • Писать на русском языке.
  • Без политики.
  • Без флуда.
Правила