[Stop] Настройка эмуляторов игровых приставок (на личном примере)
-
СЕТЕВЫЕ ОПЦИИ
-n СЕРВЕР или --net СЕРВЕР
подключиться к указанному серверу для игры по TCP/IP
--port ПОРТ
указать TCP/IP порт для сетевой игры
-u НИК или --user НИК
указать имя для сетевой игры
-w ПАРОЛЬ или --pass ПАРОЛЬ
указать пароль, используемый для подключения к серверу
-k NETKEY или --netkey NETKEY
указать NETKEY для создания уникальной сессии, когда игра загружена [не совсем понял, зачем]
--players ЧИСЛО
указать количество локальных игроков
--rp2mic (0/1)
если выбрано, заменить на втором порту «старт» на микрофон [речь идет о первых партиях японских 8-битных приставок Famicom, на втором джойстике которых вместо кнопки «старт» был микрофон')]
--videolog c
использовать mencoder для захвата и преобразования аудио и видео потоков. Подробнее смотрите в документации. [в оригинале здесь стоит знак вопроса, речь о документации по mencoder'у?]
--mute (0/1)
приглушить FCEUX, когда звук передается mencoder'у
КОМАНДЫ КЛАВИАТУРЫ
НАЗНАЧЕННЫЕ КНОПКИ
Up -------------------- стрелка вверх
Down ---------------- стрелка вниз
Left ------------------- стрелка влево
Right ----------------- стрелка вправо
A ---------------------- F
B ---------------------- D
Select ---------------- S
Start ------------------ Enter
ПРОЧИЕ КОМАНДЫ
Alt + Enter ------------------------------------------------ переключиться в полноэкранный режим
F1-----–-------------------------------------------------------меню читов (только командная строка)
F2 ------------------------------------------------------ включить/отключить сохранения для видео
F3 --------------------------------------------------------------------------------------- загрузить lua-скрипт
F4 ---------------------------------------------------------включить/выключить фоновый рендеринг
F5 ----------------------------------------- сохранить игру в текущий слот (выбирается цифрой)
F7 -------------------------------------- загрузить игру из текущего слота (выбирается цифрой)
F10 ----------------------------------------------------------------------- включить/отключить субтитры
F11 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------сброс
F12 ---------------------------------------------------------------------------------------- сделать скриншот
Shift + F5 ----------------------------------------------------------------------------- начать запись видео
Shift + F7 ------------------------------------------------------------------ загрузить записанное видео
0… 9 --------------------------------------------------------------------- выбрать слот для сохранения
PageUp/PageDown -------------------------------------------------- предыдущий/следующий слот
– --------------------------------------------------------------------------уменьшить скорость эмуляции
+ --------------------------------------------------------------------------- увеличить скорость эмуляции
Tab ----------------------------- удерживать для ускорения эмуляции [например, перемотать длинные несбрасываемые сцены')]
Pause -------------------------------------------------------------------------------------------------------пауза
\ ---------------------------------------------------------------------------------------покадровый просмотр
. ------------------------------------------------------------------------ показать счетчик кадров в видео
, ---------------------------------------------------------------------------------------------- показывать ввод
q --------------------------------- переключить просмотр видео в режим «только для чтения»
' ------------------ –----------------покадровый просмотр [какой-то другой вариант, не совсем понятно, как работает]
/ -------------------------------------------------------------------------------- показать счетчик задержек
Delete ------------------------------------------------------------------ улучшенный счетчик задержек
ESC --------------------------------------------------------------------------------------- закрыть эмулятор
КОМАНДЫ VS UNISYSTEM
F6 --------------------------------------------------------------------------------------------- вставить жетон
F8 ------------------------------------ показать/скрыть переключатели [не понял, для чего они]
1… 8 ---------------------------- выбрать переключатель (если отображаются) [не работает]
КОМАНДЫ FAMICOM DISK SYSTEM
F6 --------------------------------------------------------------------------- выбрать диск/сторону диска
F8 ------------------------------------------------------------------------------ извлечь или вставить диск -
«Вольный» перевод higan User Guide версии от 21 января 2014 года. В основном будет полезен для ознакомления с особенностями эмулятора. В оригинале у автора очень много поясняющих описание скриншотов.
*** *** ***
Higan немного отличается от других эмуляторов. Пожалуйста, воспользуйтесь этим руководством, чтобы познакомиться с его возможностями.
ПРИСТУПАЯ К РАБОТЕ: БИТЫ И ПРОФИЛИ
Для начала, 64-битная версия программы работает на 10 - 15% быстрее 32-битной. Если у вас 64-битный процессор, пожалуйста подумайте об установке 64-битной системы.
Далее, есть три готовых профиля. Они влияют только на скорость эмуляции Super Famicom. Прочие системы будут эмулироваться независимо от используемого профиля.
«Точный» профиль – мой любимый. Он не только очень точный, но и очень медленный. На моем Core i7 4.4GHz у меня ~135 кадров в секунду в Zelda 3 (в лучшем случае) и ~65 кадров в некоторых особо напряженных моментах Mega Man X3 (в худшем случае). Если у вас мощный топовый компьютер, можете использовать этот профиль.
«Сбалансированный» профиль придерживается «золотой середины» между аккуратностью и производительностью. Он тоже очень точный, в отличие от прочих эмуляторов Super Nintendo. С ним у меня Zelda 3 показывает ~295 кадров в секунду. Этот профиль подойдет для любого процессора Core или Athlon.
«Производительный» профиль подойдет для слабых систем. Ради этого придется пожертвовать точностью, но с ним все еще лучше, чем с другими эмуляторами SNES, правда едва-едва. С ним в Zelda 3 у меня уже ~495 кадров в секунду. Используя этот профиль, я могу поиграть в Zelda 3 в ~80 кадрах даже на Intel Atom 1.6GHz.
Если ваш компьютер медленнее, чем ноутбук 2007 года за 199 долларов, и вы не можете поменять его, я искренне сожалею, но higan вам не подойдет. Даже используя свой самый быстрый профиль, higan все еще сосредоточен на точности. Мне пришлось бы слишком многим пожертвовать ради оптимизации под слабое оборудование, под которое, на данный момент, и так существует очень много эмуляторов.
В системах, базирующихся на Debian, «точный» профиль включен по умолчанию. Его можно сменить командой:
sudo update-alternatives --config higan
ПРИСТУПАЯ К РАБОТЕ: GAME BOY ADVANCE
Для эмуляции Game Boy Advance необходим BIOS, который является объектом права и не может распространятся вместе с higan. Без этого файла вы не сможете поиграть в игры для GBA.
Поскольку higan фокусируется на точности, здесь нет высокоуровневой эмуляции BIOS, которая присутствует в других эмуляторах [не совсем понял, о чем автор; оригинальный BIOS никогда не включают в сборку, а эмуляцию я видел пока только у PCSX]. Чтобы включить BIOS для эмуляции GBA, скопируйте системную папку GBA в папку настроек higan командой:
cp -r /usr/share/higan/Game\ Boy\ Advance.sys/ ~/.config/higan/
Найденный вами BIOS GBA должен быть размером 16384 бит. Переименуйте его в bios.rom, и поместите в ~/.config/higan/Game Boy Advance.sys.
ПРИСТУПАЯ К РАБОТЕ: НАЗНАЧЕННЫЕ КЛАВИШИ
По умолчанию, для эмуляции ввода нет предустановленных клавиш. Вы можете пойти в Settings→Configuration→Input и сами назначить клавиши для каждой игровой системы.
ПРИСТУПАЯ К РАБОТЕ: ВЫБОР ДРАЙВЕРОВ
Higan поддерживает много драйверов для видео, аудио и устройств ввода. По умолчанию используются наиболее традиционные варианты.
Для пользователей Linux по умолчанию выбраны OpenGL и ALSA. Драйвер OpenGL требует OpenGL 3.2, который пока поддерживают только официальные бинарники nVidia и AMD, а так же драйвер Intel в Mesa >= 10.0 [сейчас уже не актуально?]. В их отсутствие, вы можете попробовать использовать драйвер X-Video, но он уже не так хорош. Используемый в Linux «из коробки» драйвер SDL – настоящее зло, его работа просто ужасна.
Вы можете настроить драйверы через меню Settings→Configuration→Drivers. Чтобы изменения возымели эффект, перезапустите higan. -
ПРИСТУПАЯ К РАБОТЕ: АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТАЙМИНГИ
Большинство эмуляторов могут предложить упрощенную синхронизацию аудио и видео. Например, ваш монитор работает с частотой ~60 Hz, а игровая система показывает ~60.09 Hz, или около того. Это нужно как-то исправлять. В таких случаях, эмуляторы обычно дублируют, либо пропускают кадры, что приводит к рывкам при прокрутке изображения приблизительно каждые десять секунд.
Higan в этом смысле сложнее, но обеспечивает более тонкое управление. И он никогда не дублирует и не сбрасывает видеокадры или аудиосемплы. Вместо этого, он слегка корректирует уровень звука (обычно менее 1%), чтобы соответствовать специфике вашего монитора, видео и звуковой карты.
Так же, в higan вы можете выбрать, нужно ли синхронизировать частоту обновления аудио и видео вместе или по отдельности. Если выбрать только синхронизацию видео, вы получите четкую картинку, но прерывистый звук. Если аудио – плавный звук, но прерывистое изображение. Сразу оба варианта дадут ровные изображение и звук, но потребуется поочередно применить эти инструменты.
Выберите в настройках Synchronize Video и Synchronize Audio, а затем идите в Settings→Configuration→Timing. Нажмите напротив Video кнопку Analyze и подождите. Будет рассчитано, сколько кадров в секунду ваша видеокарта синхронизирует с вертикальным обновлением, значение будет показано внизу, в строке состояния. Смысл здесь в том, что чем дольше вы ждете, тем точнее получится значение. Я бы рекомендовал вам ожидать в течение 300 тактов, или 5 минут. Конечно, можно ждать и меньше, но чем дольше вы ждете, тем точнее значение, которое поможет предотвратить разрывы в видео [речь идет о тиринге] и треск звука. Когда будете готовы, нажмите кнопку Stop, скопируйте значение из строки состояния в текстовое поле напротив Video, затем нажмите Assign. Теперь повторите то же самое для звука, и все будет готово. Это нужно сделать всего лишь раз.
УСТРАНЕНИЕ НЕПОЛАДОК
Отключите композит. Так же можете проверить настройки NVidia и xvattr. Некоторые установки просто не допускают одновременные плавные звук и видео. В Linux – и вовсе как повезет, из-за дико разнообразных видеодрайверов. У меня были очень удачные на Debian Squeeze и ужасно удачные на Xubuntu 12.10.
ПРИСТУПАЯ К РАБОТЕ: НАСТРОЙКИ ВВОДА
Higan поддерживает ввод с клавиатуры, мыши и геймпада. Так случается, что во время игры вы хотите переключаться с геймпада на клавиатуру. Вы можете настроить эмуляцию контроллера, назначив несколько физических входов для разных устройств ввода.
Для этого дважды щелкните элемент и нажмите клавишу или кнопку, которую хотите назначить. Для мыши нажмите кнопку в нижней части окна [о какой кнопке речь?]. Каждый раз, когда вы это делаете, добавляется еще одна привязка. Если вы хотите удалить все привязки клавиш для одного ввода, нажмите Erase. Если стереть все привязки для всех вводов – кнопку Reset.
Воспользуйтесь первым выпадающим списком, чтобы выбрать систему, управление для которой хотите настроить. Далее используйте второй для выбора порта контроллера, на котором хотите настроить устройство ввода. И наконец, используйте третий для настройки конкретного устройства.
На этой же вкладке, вы можете указать higan'у приостанавливать игру, если окно эмулятора не в фокусе. Или разрешить ввод, когда оно не в фокусе. Думаю, будет правильно, если вы не захотите разрешать ввод, если выбрали клавиатуру, но если вы выбрали геймпад, этот вариант, в некоторых случаях, может подойти. Решайте сами.
ПРИСТУПАЯ К РАБОТЕ: НАСТРОЙКИ ГОРЯЧИХ КЛАВИШ
Higan позволяет настраивать различные «горячие клавиши». В отличие от эмуляции ввода, хоткеи работают немного по-другому. Вместо того, чтобы использовать несколько клавиш, вызывающих то же действие, в хоткеях применяется список всех ключей, которые нужно нажать для инициирования действия. Например, вы можете указать Alt+Enter как триггер для переключения в полноэкранный режим. Привязка клавиш настраивается так же, как и ввод, просто окно немного другое.
ГЛАВНОЕ ОКНО
Теперь higan настроен, и вы можете приступать к эмуляции. Здесь [имеется в виду главное окно программы] вы видите меню, окно видеовыхода и строку состояния.
Все окна в higan могут размещаться и масштабироваться как угодно. Higan запомнит геометрию этих окон и восстановит ее, когда вы запустите эмулятор снова. -
ОПЦИИ МЕНЮ
Settings→Video позволяет вам управлять отображением видео. Center нужен, чтобы отцентрировать картинку на экране. Правда, будут черные полоски по краям, но видео будет в оригинальном разрешении. Scale позволит увеличить размер, не кратный, но черные полоски все еще будут, это сохранит соотношение сторон. Stretch позволит заполнить изображением все окно. Эти установки работают и для оконного, и для полноэкранного режима. Aspect Correction растягивает изображение, подражая тому, которое вы видели, когда играли на реальной приставке. Настоятельно рекомендую включить эту опцию. Если выбрать Mask Overscan, будут отображаться черные края, как на настоящем ЭЛТ-телевизоре. Вы найдете эту опцию в Settings→Configuration→Video. В основном, она полезна для игр Famicom, где часто присутствует искажение графики по краям экрана из-за аппаратных ограничений того времени.
Settings→Shader позволяет управлять фильтрами, применяемыми к изображению при выводе. None даст вам четкие пиксели, но они будут выглядеть плохо с включенным Aspect Correction. Blur смажет выводимые пиксели. Если у вас уже есть установленные видеофильтры, вы найдете и сможете использовать здесь больше пунктов [higan умеет подхватывать сторонние видеошейдеры?].
Settings→Synchronize Video и Settings→Synchronize Audio указывают эмулятору ждать вертикального обновления и/или использовать аудиобуфер. Вы можете использовать одну или несколько опций. Если вы настраивали аудио и видеотайминги, описанные выше, попробуйте активировать обе настройки сразу.
С Settings→Mute Audio и так все понятно [приглушить звук, если что')].
Когда вы загрузили игру, становится активным меню Tools. Здесь вы можете сохранить или загрузить игру. Вам доступны пять временных слотов сохранения. Честно говоря, это удобней сделать при помощи комбинации клавиш, но и через меню тоже хорошо.
Tools→Resize Window сожмет окно, чтобы убрать любое черное пространство по краям. Примечание: у разных эмулируемых систем разные разрешения и, в конечном итоге, у вас будут черные полосы в какой-нибудь другой системе. К сожалению, нет никакой возможности избежать этого. Так же обратите внимание, что эта опция, по понятным причинам, не работает с режимом масштабирования [речь об опции Scale; но у меня в higan нет Resize Window].
Про Tools→State Manager, Tools→ Manager и Tools→Cheat Editor будет написано ниже.
ЗАПУСК ИГР
Наконец-то хорошая часть.
Higan хранит вашу коллекцию игр в библиотеке. При первом запуске higan, ваша библиотека пуста. Перейдя в Library→Super Famicom, вы найдете ее бесполезной, без возможности поиграть в игры.
Для того, чтобы добавить игры в библиотеку, вам придется сначала импортировать их из вашей коллекции.
ДОБАВЛЕНИЕ ИГР
Для добавления игр в вашу библиотеку, откройте ее, выбрав в меню Library и перейдите на вкладку Import. Используя навигацию, найдите и выберите игру для интересующей вас системы. Это может быть файл игры, либо ZIP с игрой. Игра будет добавлена в библиотеку.
ОБХОД БИБЛИОТЕКИ
Если вам не нравится идея библиотеки – просто игнорируйте ее. Используйте вкладку Import каждый раз. При добавлении в первый раз, ваши сохраненные игры будут добавлены тоже. Последующие загрузки не перезапишут существующие файлы, так что беспокоиться не о чем [почему бы тогда и вовсе не убрать библиотеку, и не пользоваться стандартным File→ Open… ?].
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИБЛИОТЕКИ
Очень многие хотели бы обладать всеми когда-либо выходившими играми. Но фактически мы играем только в малую часть от всего, что у нас есть. Использование библиотеки в higan – это лучший способ играть в актуальные для вас игры. Но не инструмент для 100% полной коллекции.
Когда игра добавлена, вы можете загрузить ее, выбрав в меню Library→(название игровой системы), например Load→ Super Famicom.
Особенность библиотеки в том, что запоминается не только последняя используемая игровая система, но и последняя добавленная игра, которая будет автоматически выбираться при запуске эмулятора.
Пожалуйста запомните, что нельзя загрузить файл игры или ZIP с ней напрямую. Вы должны использовать вкладку Import, чтобы добавить игру в библиотеку. -
ИГРА
Ну вот, эмулятор настроен, и все игры добавлены в библиотеку. Наконец-то поиграем!
В строке состояния показан счетчик количества кадров в секунду, заголовок окна соответствует названию запущенной игры.
И теперь в меню появился новый раздел для системы, которая сейчас эмулируется. В нашем случае – Super Famicom [на скриншоте у автора]. В этом разделе вы можете сбросить систему, подключить геймпады или выгрузить игру.
Последнее – не единственный способ сменить картридж. Вы можете загрузить другой, и higan автоматически выгрузит текущий. Но если вы хотите сэкономить ресурсы процессора, оставьте higan открытым [не совсем понял, возможно речь о том, что первый способ с «ручной» выгрузкой предпочтительней для слабых систем].
ИНСТРУМЕНТЫ: МЕНЕДЖЕР СОХРАНЕНИЙ
В дополнение к сохранениям, в higan так же имеется State Manager. Его идея в том, что есть сохранения, которые вы переигрываете постоянно, и поэтому хотите красиво и организованно хранить их продолжительное время.
Например, вы создали список сохранений перед каждым боссом в Actraiser. Впоследствии, вы сможете легко пропустить бой с любым боссом в любое время [что логично')]. Возможности безграничны, используйте этот инструмент как вам нравится, ну или не используйте совсем.
ИНСТРУМЕНТЫ: РЕДАКТОР ЧИТОВ
В нем вы можете вводить читы. Game Genie, Pro Action Replay и прочие.
Как можно убедиться [на скриншоте Cheat Editor], вы можете добавлять один или несколько читов, разделяя их символом «+». Это позволяет быстро включать и отключать многосоставные чит-коды.
ИНСТРУМЕНТЫ: БАЗА ДАННЫХ ЧИТОВ
Внизу слева есть кнопка Find Codes. После нажатия на нее, higan просмотрит внутреннюю базу чит-кодов и найдет подходящие для текущей загруженной игры. Эта база данных содержит чит-коды для тысяч игр, но не в каждой игре есть известные для нее читы. Если ничего подходящего не будет найдено, вам будет предложен список, и вы сможете импортировать любые коды, какие захотите. Это гораздо лучше и удобнее, чем поиск в Интернет, где коды могут оказаться от другой ревизии игры или страны, для которой она была выпущена.
Отметьте нужный чит(ы), нажмите Add Codes и готово!
*** *** ***
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАСТРОЙКИ
В Settings→Configuration→Video вы можете отрегулировать яркость, насыщенность и гамму изображения. Так же, здесь можно указать значения для опции Mask Overscan.
В Settings→Configuration→Audio можно отрегулировать уровень звука. Это очень хорошо, потому что у систем Nintendo относительно тихий звук. Значение 200% может оказаться полезным и обойдется практически без сжатия диапазона. Так же, здесь вы можете увеличить частоту для более точной передискретизации, уменьшить задержки звука для более быстрого реагирования ввода и управлять алгоритмом передискретизации. Sinc audio resampler невероятно требователен, ему нужно более половины ресурсов процессора при эмуляции NES и Game Boy, однако он поможет удалить некоторое «жужжание» [buzzing] в таких играх, как Mega Man 2 для Famicom. Если вас больше интересует производительность, попробуйте использовать другой ресемплер.
Настройка Settings→Configuration→Server позволяет специально пропатченым играм обращаться к серверу в Интернет. Вам станут доступны такие крутые возможности, как автоматическая отправка набранных очков, участие в специальных сетевых мероприятиях и прочее. Правда, прямо сейчас нет таких патчей, но в будущем должно быть довольно весело [не знаю, не знаю… ')].
ПРОДВИНУТЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАСТРОЙКИ
Для управления такими настройками, уверенные пользователи могут редактировать файл settings.bml, который находится в ~/.config/higan. В секции Video укажите значение для StartFullScreen: true, чтобы использовать higan в HTPC, и загружать игры из ланчера.
При использовании этой настройки, вам будет нужна горячая клавиша для выхода из полноэкранного режима, поэтому сначала укажите ее. -
Перевод мануала Gens/GS для версии 2.16.7. Автор предупреждает, что документ пока не завершен, но недостающие страницы будут добавлены в ближайшем релизе (который не состоялся).
МЕНЮ
МЕНЮ «FILE»
В меню «File» производятся все операции с файлами.
Open ROM… – открыть ром или образ SegaCD.
Boot CD – загрузить игру с SegaCD, используя физический CD-ROM, либо эмулятор CD-ROM. Эта возможность работает только в Linux и Windows. Для Windows нужна поддержка ASPI (в Windows 2000 и XP вы можете воспользоваться Nero ASPI DLL; помните, что для использования ASPI нужны административные права.
Netplay – пока не работает.
ROM History – здесь можно выбрать предыдущие открытые ромы. ROM History запоминает девять последних открытых файлов, которые так же можно загрузить, пользуясь сочетанием Ctrl+#, где # – номер файла.
Close ROM – выгрузить текущий ром с игрой или образ SegaCD.
Load State… – загрузить состояние из файла…
Save State As… – сохранить состояние в файл…
Quick Load – загрузить состояние из текущего слота [быстрая загрузка].
Quick Save – сохранить состояние в текущий слот [быстрое сохранение].
Change State – сменить слот сохранения.
Quit – закрыть Gens/GS.
МЕНЮ «GRAPHICS»
В меню «Graphics» настраивается видеовывод Gens/GS.
Full Screen – включить полноэкранный режим (в Linux системное меню в полноэкранном режиме будет недоступно из-за ограничений GTK+).
Vsync – включить вертикальную синхронизацию. Опция будет работать только при использовании OpenGL (Linux) или DirectDraw (Windows).
Stretch – растянуть изображение. Может иметь значения «None», «Horizontal Only», «Vertical Only» или «Full Screen». Опция будет работать только при использовании OpenGL (Linux) или DirectDraw (Windows).
Backend – выбрать бэкенд видеорендеринга. В настоящий момент реализованы:
Linux: SDL, SDL+OpenGL. Windows: DirectDraw 4, GDI.
OpenGL Linear Filter – включить линейный фильтр в OpenGL, чтобы визуально повысить качество изображения при высоких разрешениях (только для Linux).
OpenGL Resolution – указать разрешение изображения при использовании OpenGL (только для Linux).
Bits per pixel – указать цветность при использовании SDL или SDL+OpenGL (версия для Windows использует системные настройки цветности).
Color Adjust… – позволяет настраивать цвет, включая яркость и контраст.
Render – содержит список всех доступных рендеров. Встроенные рендеры расположены в начале списка, ниже расположены рендеры, найденные во всех загруженных MDP-плагинах.
Sprite Limit – если включено, будет эмулироваться ограничение спрайтов Sega Genesis VDP.
Frame Skip – управляет количеством потерянных кадров. Используется на слабых системах.
Screen Shot – сохранить скриншот текущего изображения в формате PNG. Скриншот не обрабатывается [имеется в виду, что к нему не будут применены фильтры масштабирования или выбранный рендер].
МЕНЮ «CPU»
В меню «CPU» вы можете настроить эмуляцию CPU. Помните, что данное меню работает только при загруженном ROM'е.
Debug – открывает встроенный в Gens отладчик для отдельных компонентов. Они включают CPU 68000, Z80 и SH2, а так же VDP. Помните, что эти компоненты будут показаны только при загруженном ROM'е. Например, если загружен ROM 32X, то будут выведены только главные компоненты для Genesis и 32X.
Country – позволяет установить нужный код страны для эмулируемой системы. Так же, вы можете поменять порядок определения кодов для автоматического режима.
Hard Reset – производит сброс эмулятора.
Reset (CPU) – сбросить отдельные CPU. Эти CPU будут доступны только при загруженном ROM'е.
SegaCD Perfect Sync – включить точную синхронизацию при эмуляции Sega CD. Это несколько замедлит обычную эмуляцию Sega CD, но она станет более точной.
МЕНЮ «SOUND»
В меню «Sound» вы можете управлять выводом звука Gens/GS.
Enable – включает или отключает звук.
Rate – выбрать частоту звука. Может быть 11,025 Hz, 22,050 Hz (и по умолчанию, 44,100 Hz – лучше всего).
Stereo – выводить стереозвук.
Z80 – эмулировать звук сопроцессора Z80. В большинстве случаев должен быть включен, так как очень многие игры используют Z80 для вывода звуков и музыки.
YM2612 – включить FM-синтезатор YM2612.
YM2612 Improved – включить улучшенную версию FM-синтезатора YM2612.
DAC – включить Digital-to-Analog Converter в YM2612, который используется в некоторых играх для отдельных звуков.
PSG – включить TI SN74689A, программируемый звуковой генератор.
PSG (Sine Wave) – модифицированный PSG, но эмулятор выводит синусоиду вместо квадратной волны.
PWM – включить аудиовыход PWM для Sega 32X. Обратите внимание, что это может повредить некоторым играм из-за того, что в настоящее время PWM для Gens/GS находится в разработке.
CDDA (CD Audio) – включить поддержку Audio CD в играх SegaCD.
Start/Stop WAV Dump – управляет дампом WAV. Выберите, когда игра запущена, для сохранения аудио в файл WAV.
Start/Stop GYM Dump – управляет дампом GYM. Выберите, когда игра запущена, для сохранения аудио в файл GYM. Замечание: GYM – устаревший формат, и должен быть заменен на VGM. Gens/GS со временем будет поддерживать VGM. -
МЕНЮ «OPTIONS»
В меню «Options» вы найдете различные настройки.
General Options – содержит различные настройки, включая настройки OSD, эффекты при паузе и стили заставки.
Joypads – позволяет управлять типами контроллеров и назначением кнопок.
Directories – управляет директориями для различных файлов, таких как сохранения и скриншоты.
BIOS/Misc Files – управляет прошивками и прочими файлами, такими как прошивка для SegaCD или путь к RAR.
Enable SRAM – если отмечено, SRAM будет доступна играм, которые ее поддерживают. У некоторых игр нет SRAM, поэтому, при ее обнаружении будет активирована функция защиты от копирования. Для таких игр вам нужно вручную отключать SRAM.
Current CD Drive – выбрать CD-ROM для физического запуска SegaCD через меню «File → Boot CD».
SegaCD SRAM Size – устанавливает размер для SegaCD backup RAM cartridge [возможно, речь об аналоге карты памяти, у меня не было Sega CD]. Значения могут быть None, 8 KB, 16 KB, 32 KB или 64 KB.
Load Config… – загрузить пользовательский файл настроек.
Save Config As… – сохранить текущие настройки в файл.
МЕНЮ «PLUGINS»
В меню «Plugins» вы получите доступ к функционалу, предоставляемому плагинами MDP. Здесь находится Plugin Manager для просмотра найденных и управления модулями, которые не будут загружаться, исходя из соображений совместимости.
Plugin Manager – показывает собственные и внешние загруженные модули, а так же те, что, по разным причинам, не были загружены.
*** *** ***
ДИАЛОГИ
УПРАВЛЕНИЕ ЦВЕТОМ
Через окно «Color Adjust» вы можете управлять различными установками цвета.
Contrast – установки контрастности изображения.
Brightness – установки яркости изображения.
Grayscale – если включено, преобразует цвета изображения в оттенки серого.
Inverted – если включено, инвертирует цвета (как у фотонегатива).
Color Scaling Method – указывает, какой метод масштабирования цвета [не совсем понял] будет использоваться. «Raw» подразумевает простую корректировку цвета для каждого цветового компонента. Например, для MD значение 0xEEE будет преобразовано в 0xE0E0E0. «Full» расширяет палитру так, чтобы максимальная яркость в MD (0xEEE) преобразовывалась в максимальную яркость для текущей глубины цвета (например, 0xFFFFFF для 32 бит). «Full with S/H» при масштабировании цвета учитывает особенности света и тени. Например, для MD значение 0xEEE будет преобразовано в 0xE0E0E0, только если освещение и тени не будут учтены; в 0x777777, если тени будут учтены; в 0xFFFFFF, если освещение будет учтено. Это, наверно, самый точный метод масштабирования из доступных в Gens/GS [здесь у автора три скриншота, но сколько я ни сравнивал, никакой разницы не увидел вообще')]. Обратите внимание: если какие-либо (кроме «Raw») методы масштабирования включены, вам нужно использовать 32-битный цвет, чтобы получить верные скриншоты из-за способа снятия скриншотов в Gens/GS r7. В будущем это будет исправлено.
*** *** ***
РАЗНЫЕ ОПЦИИ
TEAMPLAYER ADAPTER
Gens/GS поддерживает переходники Sega Teamplayer и EA 4-Way Play [у автора ниже таблица совместимости игр, ее я приводить не буду].
НАСТРОЙКИ КОНТРОЛЛЕРА
«Controller Configuration» позволяет назначать кнопки устройства управления.
Для назначения кнопок, нажмите «Configure», которая находится напротив нужного контроллера. Текущая конфигурация отображается в «Configure Player X» [вместо X – 1 или 2 игрок]. Вы можете назначить одну кнопку, нажав «Change», затем нужную кнопку на контроллере, либо изменить всю конфигурацию, нажав «Change All Buttons». Обратите внимание, что Gens/GS может использовать ввод как с джойстика, так и с клавиатуры.
Use Teamplayer / 4-Way Play: если выбрано, к отдельному порту будет подключен виртуальный Sega Teamplayer. Это позволит использовать до четырех контроллеров сразу. Каждый контроллер может быть настроен при помощи кнопки «Configure».
Игры, которые поддерживают восемь игроков, возможны при подключении Sega Teamplayer к другому порту.
Чтобы использовать 4-Way Play, просто активируйте опцию Teamplayer для порта 1. Gens/GS автоматически определит, что игра использует 4-Way Play вместо Sega Teamplayer, и к ней будут применены соответствующие параметры эмуляции.
Detected Input Devices: здесь список всех найденных устройств ввода. Если Gens/GS не реагирует на ввод с контроллера, убедитесь, что этот контроллер здесь есть.
Change All Buttons: позволяет сменить все кнопки контроллера сразу вместо того, чтобы постоянно нажимать «Change» для каждой отдельной кнопки.
Clear All Buttons: сбрасывает все кнопки текущего контроллера, но сути делая его непригодным для использования, пока не настроите заново.
Restrict Input: если включено, вы не сможете одновременно нажать вверх и вниз, либо вправо и влево. Это похоже на поведение оригинальных контроллеров. Некоторые игры могут странно реагировать на такое поведение, поэтому функция по умолчанию включена [вспомнить хотя бы TMNT 2 или BT&DD на Dendy')]. -
ПЛАГИНЫ
PLUGIN MANAGER
Менеджер плагинов показывает, какие плагины загружены в Gens/GS и различную информацию о них. Так же, здесь вы увидите, какие модули не были загружены из-за проблем совместимости.
Показывается следующая информация:
Name: название модуля
Version: версия модуля
MDP Author: автор MDP версии модуля
Original Author: автор оригинальной версии модуля. Используется в тех случаях, когда спецификации сторонних модулей переносятся в MDP.
Website: домашняя страница модуля
License: лицензия
UUID: уникальный 128-битный UUID
CPU Flags: поддерживаемые и рекомендуемые флаги CPU
Description: краткое описание модуля.
RENDER PLUGINS
Gens/GS включает широкий ассортимент рендеров. Два модуля «Normal» и «Double» уже включены в сборку, а остальные – внешние MDP.
Normal – простой модуль, который выводит оригинальное изображение без модификаций [as-is].
Double – простой модуль, использующий nearest-neighbor-фильтрацию и выводящий изображение, размер которого, по сравнению с оригинальным, увеличен в два раза.
2xSai – фильтр, выводящий удвоенное изображение, который растягивает и, для лучшего качества, выполняет интерполяцию изображения.
Blargg NTSC – фильтр, который выводит удвоенное изображение, подражая обычному NTSC-телевизору. В настройках доступны различные артефакты NTSC, такие как color bleed и tint. Настройки окна находятся в меню «Plugins».
EPX – фильтр, выводящий удвоенное изображение.
EPX Plus – фильтр, выводящий удвоенное изображение. Это улучшенная версия EPX.
Hq2x – фильтр для высококачественного двукратного увеличения изображения.
Hq3x – фильтр для высококачественного трехкратного увеличения изображения.
Hq4x – фильтр для высококачественного четырехкратного увеличения изображения.
Interpolated – фильтр, выводящий удвоенное изображение, который «дорисовывает» недостающие пиксели, используя средние значения соседних пикселей.
Interpolated Scanline – фильтр, выводящий удвоенное изображение, который «дорисовывает» недостающие пиксели, используя средние значения соседних пикселей. Использует эффект scanline.
Interpolated 25% Scanline – фильтр, выводящий удвоенное изображение, который «дорисовывает» недостающие пиксели, используя средние значения соседних пикселей. Использует эффект scanline с «силой» 25%.
Interpolated 50% Scanline – фильтр, выводящий удвоенное изображение, который «дорисовывает» недостающие пиксели, используя средние значения соседних пикселей. Использует эффект scanline с «силой» 50%.
Scale2x – фильтр, выводящий удвоенное изображение, который увеличивает размер без интерполяции пикселей и размывания изображения.
Scale3x – фильтр, выводящий утроенное изображение, который увеличивает размер без интерполяции пикселей и размывания изображения.
Scale4x – фильтр, выводящий четырехкратное изображение, который увеличивает размер без интерполяции пикселей и размывания изображения.
Scanline – фильтр, выводящий удвоенное изображение, применяя к нему эффект scanline.
25% Scanline – фильтр, выводящий удвоенное изображение, применяя к нему эффект scanline «силой» 25%.
50% Scanline – фильтр, выводящий удвоенное изображение, применяя к нему эффект scanline «силой» 50%.
Super 2xSaI – улучшенная версия 2xSaI.
Super Eagle – еще одна улучшенная версия 2xSaI.
GAME GENIE
[Пропустил. В этой секции, в основном, речь идет о синтаксисе старых и новых patch-кодов. Не уверен, что смогу перевести верно')].
VDP LAYER OPTIONS
Модуль «VDP Layer Options» позволяет активировать и отключать различные слои Sega Mega Drive VDP. Здесь вы можете включить или отключить два типа скроллинга слоев, а так же указать приоритет для слоя спрайтов (например, отключить высокий приоритет тайлов только для Scroll A, или выставить низкий приоритет спрайтов). Так же, вы можете менять приоритеты для каждого слоя, чтобы, например, высоко-приоритетные тайлы Scroll B обрабатывались с низким приоритетом и наоборот [сомнительная функция, может, что-то вроде отладчика?].
Прочие две опции обеспечивают:
Sprite Always On Top – спрайты принудительно находятся поверх слоя.
Palette Lock – палитра «заморожена» в текущем состоянии. Это заставит VDP игнорировать все обновления палитры в игре.
Нажмите кнопку «Reset», чтобы вернуть VDP Layer Options к настройкам по умолчанию. -
Выборочный перевод файла Snes9x for Unix для эмулятора Snes9x версии 1.53 по состоянию на 10 апреля 2011 года.
ВСТУПЛЕНИЕ
ЧТО ТАКОЕ SNES9X?
Snes9x – это портативный, бесплатный эмулятор Super Nintendo Entertainment System (SNES). Фактически, он позволяет играть в большинство игр, разработанных для SNES и Super Famicom на Mac, Linux, Windows и т. д. Среди этих игр иногда попадаются настоящие «жемчужины», выпускавшиеся только для Японии.
*** *** ***
ЗАЧЕМ ЭМУЛИРОВАТЬ SNES?
Ну, на то есть множество причин. Главная из них – чувство ностальгии. Вспомнить то время и возраст, когда было сложно найти множество хороших игр на SNES. Плюс, многие из нас давно потеряли свои любимые консоли (возможно, они «умерли»), но остались оригинальные картриджи. Не имея другой возможности поиграть в них, мы запускаем эмуляторы. Помимо прочего, есть некоторые преимущества в том, чтобы играть на компьютере, чем вытаскивать на свет свою старую приставку.
Преимущества эти такие:
– сохранение в любом месте игры, не важно, как игра была задумана. Это чрезвычайно полезно, когда вы не хотите проходить один и тот же уровень снова и снова.
– встроенная периферия. Что угодно, от Multi Tap до Super Scope и устройств-взломщиков.
– сохранение снимков и музыки для собственных целей.
– легкая сортировка и никаких «штабелей» картриджей.
– использование фильтров для улучшения звука и графики в старых играх.
Впрочем, есть и недостатки:
– если у вас «древний» компьютер, поиграть вряд ли получится.
– некоторые игры вообще не эмулируются (хотя таких ничтожно мало).
– настройки эмулятора могут быть сложными для новичков.
ПРИСТУПАЯ К РАБОТЕ
Использование: snes9x [ОПЦИЯ] игровой ром
Наберите -help для справки по опциям.
Образы игр SNES существуют в самых разных форматах. Snes9x поддерживает ромы, сжатые в ZIP, если только они находятся в отдельных архивах. Так же, Snes9x может открыть файлы, сжатые gzip и jma.
ЦВЕТОВАЯ СИСТЕМА ИГР [я бы назвал цветовой легендой]
По умолчанию, когда ром загружается, Snes9x показывает информацию об игре. В зависимости от используемого цвета, вы можете понять, например, хороший это ром или поврежденный.
белый – ром представляет собой отличную рабочую копию.
зеленый – режим чередования 1.
оранжевый – режим чередования 2.
голубой – чередование Game Doctor 24M.
желтый – ром, вероятно, был изменен. Это свободно распространяемый, переведенный, хакнутый или просто плохой ром. Так же, это может быть и овердамп [когда размер образа больше, чем на оригинальном носителе].
красный – почти наверняка хакнутый ром, но должен быть рабочим. Некоторые утилиты, вроде NSRT, могут «починить» такие ромы.
Если вам нужна помощь на форуме Snes9x, пожалуйста указывайте отображаемые цвет и CRC32 рома. Это поможет найти выход из вашей ситуации.
Эти цвета НЕ определяют, будет игра работать или нет. Это просто метод для получения справки, чтобы мы могли разобраться в чем дело. Большинство проблем с нерабочими играми возникают из-за того, что они повреждены, или плохого дампа, который следует сделать заново.
ЭМУЛЯЦИЯ ДЖОЙСТИКОВ SNES
По умолчанию, раскладка для первого джойстика такая:
U или Up ------------------------------------------ движение вверх
J или Down ----------------------------------------- движение вниз
H или Left ---------------------------------------- движение влево
K или Right -------------------------------------- движение вправо
D ------------------------------------------------------- кнопка A
C ------------------------------------------------------- кнопка B
S ------------------------------------------------------- кнопка X
X ------------------------------------------------------- кнопка Y
A ------------------------------------------------------- кнопка L
Z ------------------------------------------------------- кнопка R
Space ---------------------------------------------- кнопка Select
Return ---------------------------------------------- кнопка Start
А для второго джойстика, раскладка по умолчанию такая [используются кнопки на дополнительной цифровой клавиатуре]:
8 ------------------------------------------------- движение вверх
2 -------------------------------------------------- движение вниз
4 ------------------------------------------------- движение влево
6 ------------------------------------------------ движение вправо
Page Up ------------------------------------------------- кнопка A
Page Down ----------------------------------------------- кнопка B
Home ---------------------------------------------------- кнопка X
End ----------------------------------------------------- кнопка Y
Insert -------------------------------------------------- кнопка L
Delete -------------------------------------------------- кнопка R
+ -------------------------------------------------- кнопка Select
Enter ----------------------------------------------- кнопка Start
ПАУЗА И ВЫХОД ИЗ ИГРЫ
Не забываем, как приостановить игру или закрыть Snes9x.
ESC ----------------------------------------------- закрыть Snes9x
Pause или Scroll Lock ------------------------- приостановить игру -
ТРЕБОВАНИЯ
СИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Относительно быстрый процессор, вроде Pentium 2 или PowerPC G3 300MHz или быстрее, и 16MB памяти или больше. В некоторых играх используется дополнительное оборудование, для работы которого может потребоваться более быстрая машина. Спецификации выше являются минимальными требованиями для поддержания Snes9x в «играбельном» состоянии. Если вам нужны результаты получше, рекомендуются более «современные» машины с процессором 800MHz. А для наилучших впечатлений рекомендуется процессор 1GHz.
X Window System с 15, 16, 24 или 32-битной цветностью. Для максимальной скорости эмуляции, переключите X server на 15 или 16 бит.
*** *** ***
ПОДДЕРЖКА КОНТРОЛЛЕРОВ
У настоящей SNES были два порта для подключения устройств ввода. Обычно это были джойстики SNES 1P и 2P, но подключались и другие устройства и адаптеры.
Используйте опции -port1 и/или -port2, чтобы указать устройство ввода, эмулируемое на этом порту.
Multi Player 5 – так же известен, как Multi Tap; адаптер на пять игроков, позволявший подключить до пяти участников к играм, которые это поддерживали.
SNES Mouse – двухкнопочная мышь; продавалась вместе с программой-рисовалкой.
Super Scope – световой пистолет; использовал ИК-порт для беспроводного соединения с приставкой.
Justifier – пистолет, похожий на Super Scope; продавался с одной из игр-тиров.
Snes9x так же эмулирует эти устройства при помощи клавиатуры и мыши. Раскладка по умолчанию следующая:
Mouse Left ------------------ левая кнопка мыши SNES/кнопка Fire у SuperScope/курок у Justifier
Mouse Right -------------- правая кнопка мыши SNES/кнопка Cursor у SuperScope/кнопка Start у Justifier
Mouse Center --------- если вы хотите стрелять «за кадром», ведите огонь с помощью этой кнопки [не совсем понял')]
` ------------------------------- переключатель Turbo у SuperScope
/ -------------------------------------- кнопка Pause у SuperScope
ПОДДЕРЖКА ПЕРИФЕРИИ
Snes9x частично эмулирует Satellaview, т. н. BS-X. Чтобы играть в игры или читать журналы BS с картриджа BS-X, выполните следующее:
– если у вас остались файлы .srm игр BS от Snes9x 1.43 или более раннего, сначала удалите их.
– приготовьте ром с базовым образом BS-X. Убедитесь, что файл распакован и не имеет заголовка.
– переименуйте ром BS-X в «BS-X.bin»
– положите BS-X.bin в директорию ~/.snes9x/bios.
– запустите BS-X.bin так же, как и обычную игру SNES.
– введите свое имя и пол.
– запустите игру BS. Игра запущена в первый раз, и файла .srm нет, вместо него будет загружен BS-X.srm.
– как только вы запустите игру, создастся файл .srm и будет загружен в следующий раз.
Если вы запустите игру BS в первый раз, но без файла BS-X.srm, игра может работать некорректно. Чтобы загрузить игры BS из BS-X Town, используйте опцию -bsxbootup.
SUFAMI TURBO
Чтобы играть в игры для Sufami Turbo, выполните следующее:
– приготовьте ром с базовым образом Sufami Turbo. Убедитесь, что файл распакован и не имеет заголовка.
– переименуйте этот ром в «STBIOS.bin».
– положите STBIOS.bin в директорию ~/.snes9x/bios.
– чтобы играть, используйте опции -multi, -carta и -cartb.
-multi –---------------------------------------------- только BIOS
-multi -carta игра 1.smc –---------------- BIOS + игра 1 в слоте A
-multi -cartb игра 2.smc –---------------- BIOS + игра 2 в слоте B
-multi -carta игра 1.smc -cartb игра 2.smc – BIOS + игра 1 в слоте A + игра 2 в слоте B
Заметьте, что базовый картридж инициализирует SRAM только для игры в слоте A, поэтому вы должны установить каждую игру в слот A и запустить, по крайней мере, один раз [не совсем понял, о чем речь, никогда не пользовался Sufami Turbo]. Если в слотах нет игр, запустится только базовый картридж. Если у вас комбинированный ром, сначала «разделите» его на игру и базовый картридж. NSRT вам поможет.
ПРОЧИЕ МУЛЬТИКАРТРИДЖИ
Воспользуйтесь опцией -multi и выполните следующее:
-multi -carta основной картридж.smc -cartb дополнительный.smc
В настоящий момент поддерживаются: Same Game
СОХРАНЕНИЕ ИГРЫ
Так как некоторые игры SNES, при прохождении от начала и до конца, отнимали много времени, они позволяли сохранять ваш прогресс в определенных местах, предусмотренных разработчиками. Игровые картриджи содержали RAM с резервным питанием от батареи, известный как SRAM, и ваши сохраненные данные содержались в SRAM, пока питание отключено.
У Snes9x два способа сохранения игры. Первый, такой же, как и на настоящей SNES – эмуляция SRAM. SRAM сохраняется в файл .srm, и вам не нужно беспокоиться насчет питания. Другой, в отличие от настоящей SNES, более удобный способ – «замораживание» или снапшот игры. Подразумевается, что вы можете сохранить игру в любом месте, а не только там, где было задумано разработчиками – идеально для сохранения перед сложным местом в игре!
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАЙЛА SRAM
Это проще, чем сохранять игру на настоящей SNES. Snes9x сохраняет содержимое эмулируемой SRAM в файл .srm, когда вы загружаете игру или закрываете эмулятор. Файл будет автоматически загружен, когда вы начнете играть в следующий раз. По умолчанию, эти файлы помещаются в ~/.snes9x/sram.